Сплав на основе меди
(ц 559979
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соввтскнх
Социалистических
Ресгувлик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.12.75 (21) 2302125/02 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30 05.77. Бюллетень № 20
Дата опубликования описания 15.07.77 (51) M. Кл. С 22С 9/06
Государственный комитат
Совета Министров СССР
ll0 делам изовретений
JI открытий (53) УДК 669.3 71 24 1 884(088.8) (72) Авторы изобретения
П. В. Грушко, В. Г. Лукьянов, Л. И. Бершадский и Л. М. Корх (71) Заявитель
Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт редукторостроения (54) СПЛАВ НА ОСНОВЕ МЕДИ
Изобретение относится к области разработки антифрикционных сплавов на основе меди и может быть использовано для изготовления венцов или антифрикционных облицовок тяжелонагруженных червячных колес.
В настоящее время для изготовления венцов червячных колес, работающих со скоростью скольжения в зацеплении свыше 4 м/сек и повышенных нагрузках, используются дорогостоящие высокооловянистые бронзы Бр ОЦН
10-2-1,5, Бр ОФ 10-1, Бр ОНФ 10-1-1 (1).
Недостатком этих бронз является ограниченная контактно-усталостная выносливость.
Известна применяемая для той же цели безоловянистая бронза, содержагцая следующие компоненты, вес. о/о:
Алюминий 8 — 11
Никель 1 — 3
Марганец 0,05 — 3
Железо 2,5 — 6,0
Медь и неизбежные примеси Остальное
Оптимальный состав бронзы, вес. о/о: алюминий — 9,55; никель — 1,12; марганец—
0,98; железо — 3,37; медь — остальное (2).
Бронза имеет высокую прочность и контактноусталостную выносливость, обладает высокими эксплуатационными характеристиками после специальной, длительной приработки.
Однако сплав чувствителен к импульсивным нагрузкам, в результате чего снижается чистота рабочей поверхности, ухудшаются нагрузочная способность узла трения и коэффи5 циент полезного действия передачи. Эти недостатки не позволяют использовать указанный сплав в качестве венцов червячных колес в передачах общего назначения, для которых характерны повторно-кратковременные nepel0 грузки, пуск и остановка под нагрузкой и пр.
С целью повышения антифрикционных свойств бронзы без снижения ее контактноусталостных и прочностных свойств в предлагаемый сплав дополнительно введен литий при
15 следующем соотношении компонентов, вес. /ц:
Алюминий 8 — 11
Никель 0,5 — 3,0
Марганец 0,05 — 3,0
Железо 2,5 — 6,0
Литий 0,01 — 0,9
Медь Остальное
Предложенный материал получают следующим образом.
Под слоем древесного угля или буры в графитовом тигле расплавляют медь с никелем.
В расплав вводят измельченный ферромарганец и алюминий. Затем под колоколом вводят металлический литий или сплав лития с
559979
Сплав
Механические свойства известный предлагаемый
34
21
0,019 â€,020
Предел прочности, кгс/мм
Предел текучести, кгс/мм2
Относительное удлинение, Твердость по Бринеллю, кгс/ммй
Коэффициент трения при нагрузке 80 кгс/смв и скорости скольжения 5 м/сек при нагрузке 100 кгс/см (смазка-масло цилиндровое 24)
Линейный износ при нагрузке 80 кгс/сма, мкм/км
34 — 37
17 — 19
110 †1
0,015 вЂ,016
0,020 вЂ,022
0,016 вЂ,018
6 — 8
Формула изобретения
8 — 11
0,5 — 3,0
Составитель Е. Хохрякова
Техред И. Карандашова
Редактор 3. Ходакова
Корректор Н. Аук
Заказ 1607/5 Изд. № 485 Тираж 775 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 медью. Расплав перемешивают и производят разливку.
Механические свойства известного сплава, содержащего, вес. : алюминий — 9 5, никель — 1,2, марганец — 1,0, железо — - 3,5, медь — остальное, и предложенного сплава, содержащего, вес. % . алюминий — 9,5, никель — 1,2, марганец — 1,0, железо — 3,5 литий — 0,15, медь — остальное, приведены в таблице.
При испытании червячных редукторов с колесами, венцы которых выполнены из известного и предлагаемого сплавов, получены
Сплав на основе меди, содержащий алюминий, никель, марганец и железо, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения антифрикционных свойств, он дополнительно содержит литий при следующем соотношении компонентов, вес. %.
Алюминий
Никель следующие значения передаваемых мощностей (при непрерывном режиме работы, температуре масла в картере редуктора до 95 С):
Для редуктора с колесами из известного
5 сплава — 36 кгс. м при КПД передачи — 0,73
Для редуктора с колесами из предлагаемого сплава — 42 кгс. м при КПД передачи — 0,78.
10 Предложенный сплав не чувствителен к импульсивным нагрузкам при использовании его в качестве материала деталей тяжелонагруженных узлов трения.
Марганец 0,05 — 3,0
Железо 2,5 — 6,0
Литий 0,01 — 0,9
Медь Остальное
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
20 1. Анфимов М. И. Редукторы. М., «Машиностроение», 1972, с. 247.
2. Журнал «0е кикау кочаку», Токио, 1966, т. 7,№ 11,с. 48.

