Датчик ускорений
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социал истимесКих
Реснублин (11) 559183 (61) 0 0. HHTe bH0e BBT сви т-ву (22) Заявлено01.10.75 (21) 2176382/10 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано25.05.77.Бюллетень № 19 (45) Дата опубликования описания 26.07.77
2 (51) М. Кл, Q 01 P 15/08
Государственный комитет
Совета Министров СССР
llo делам иэооретений и открытий (53) УДК 531.768 (088.8) (72) Автор . изобретения
А.Г, Голопуров
Институт автоматики AH Киргизской CCP (71) Заявитель (54) ДАТЧИК УСКОРЕНИЙ
Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в инерциапьных системах навигации и управления.
Известны датчики ускорений, содержащие минимум одну пару струн, каждая из которых одним концом соединена с корпусом датчиi(a, а другим — с упругим элементом, внутри которого размещена жидкая инерционная масса, каждая иэ струн снабжена элементом О возбуждения и съема сигнала колебаний (1), (2). Использование двух жидких инерционных масс позволяет уменьшить взаимное влияние колебаний струн и связанное с ним явление "захвата", но усложняет конструк- 15 цию датчика.
Наиболее близким по технической сущности является датчик, содержащий минимум одну пару струн, каждая из которых одним концом соединена с корпусом датчи- 20 ка, другим — с обшей инерционной массой и снабжена элементами возбуждения и съема сигнала (3).
Эти датчики ддя получеиия максимально возможной (по условиям прочности струн и 25 максимальным измеряемым ускорением) чувствительности снабжены большой инерционной массой, которая в значительной степени определяет их большой вес. Недостатком последнего из укаэанных датчиков, кроме того, является наличие широкой зоны нечувствительности, обусловленной явлениеМ "захвата ", определяеМым взаимным влиянием колебаний струн, снижакицей точность измерений.
11ель изобретения - снижение веса датчика и повышение его чувствительности.
Это достигается тем, что датчик снабжен подвижно закрепленным в корпусе рычагом, длинное плечо которого соединено с инерционной массой, а короткое — со струнами, направления колебаний которых взаимно перпендикулярны.
C целью уменьшения взаимного влияния колебаний струн, возбуждение струн производят в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
На чертеже показан общий вид струнного датчика ускорений.
559183
Инерционная масс а 1 д атч ика закреплена на длинном плече рычага 2 первого рода, упруго соединенного с корпусом датчика (соединение рычага с корпусом может быть и шарнирным), а струны 3 соединены с коротким плечом рычага, Элемент 4 возбуждения и элемент 5 съема сигнала колебаний одной струны расположены относительно соответствуюших элементов другой струны во взаимно перпендикулярном направлении. щ
Рычаг в месте упругого соединения с корпу- сом имеет относительно большую ширину.
Жесткость упругого соединения рычага с корпусом Мала в сравнении с жесткостью струн в направлении их длины, 15
Электрическая часть струнных акселерометров известна и на чертеже не показана.
Работа датчика отличается от работы известных струнных датчиков ускорений тем, что сила инерционной массы 1 передается на струны 3 не непосредственно, а через рычаг 2, усиливаясь при этом в число раз, определяемое отношением длин длинного и
- короткого плеча рычага, и тем, что колебание струн происходит во взаимно перпенди.кулярных направлениях.
Струны датчика могут иметь не только круглое или квадратное сечение, но и такое, когда основные размеры поперечного сече- ния не одинаковы, например эллиптическое, прямоугольное
Использование упруго соединенного с корпусом рычага, на длинном плече которого закреплена инерционная масса, а к коротко35 му присоединены струны, позволяет использовать, сохраняя при этом чувствительность, инерционную массу, уменьшенную в число раз, определяемое отношением длин длинного и короткого плеч рычага, что снижает вес датчика, или позволяет повысить чувствительность датчика в такое же число раз, не увеличивая инерционную массу, Относительно большая ширина рычага в месте его упругого соединения с корпусом исключает перемещения инерционной массы в любом из поперечных направлений и необходимость специального введения вконструкцню датчик радиального поддерживающего устройства ииврци9нщзй мзссы
Формула изобретений
Датчик ускорений, содержащий инерционную массу, подвешенную в корпусе с помощью струн, снабженных элементами возбуждения и съема сигнала колебаний, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью снижения веса и повышения чувствительности, датчик снабжен подвижно закрепленным в корпусе рычагом, длинное плечо которого соединено с инерционной массой, а короткое » со струнами, направления колебаний которых взаимно перпендикулярны.
Источники информации, принятые во вни мание при экспертизе:
Ж 363037, М.Кл- Q 01
P 15/10, 1971.
2. Авт. св. ¹ 410317, М. Кл 5 01
P 15/08, 1972.
3. Горенштейн И.А. и др. Инерциальные навигационные системы. М., 1970, с. 106109 (пртип).
559183
Составитель Н. Граникова
Редактор О. Стенина Техред А, Бфгдаи Корректор В. Галас
Заказ 1608/97 Тираж gyp Поднисиое
БНИИПИ Государственного комич ета-Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, -35. Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4


