Устройство для возбуждения сейсмических волн
, 1р 556395.
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.02.75 (21) 2109104/25 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.04.77, Б|оллетснь № 16
Дата опубликования описания 16.05.77 (51) iN. Кл 6 01V 1/14
Государственный комитет
Совета Министров СССР
00 делам изобретений и открытий (53) УДК 550.834(088,8) (72) Лвтор изобретения
В. А. Теплицкий,Всесоюзный научно-исследовательский геологоразведочный нефтяной институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ
СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН
Изобретение относится к области геофизики, предназначено для использования в сейсмической разведке для возбуждения сейсмических сигналов ударами свободно падающего груза по поверхности земли.
В сейсморазведке известны устройства (1—
3) для. возбуждения сейсмических сигналов энергией падающего груза. Расширение области применения устройств для возбуждения сейсмических сигналов падающим грузом ограничивается сложностью синхронизации их работы с запуском регистрирующей аппаратуры при многократных воздействиях.
В одном из известных устройств 1 для решения этой задачи введено приспособление, позволяющее запускать регистратор в момент удара груза о грунт. Однако такое решение приемлемо при работе только одной установки и требует применения специальной регистрирующей аппаратуры.
Другим решением является удар по подставке, которая совместно с местом подвеса груза в верхнем положении составляет единую жесткую конструкцию (2). В этом случае достигается строгое постоянство высоты сбрасывания как у одной, так и у нескольких установок. Однако эта конструкция потребовала усложнения системы подъема груза после удара (например, применения движущегося электромагнита), увеличила вес и резко снизила мобильность установок за счет увеличения времени на монтаж-демонтаж, так как необходимо перед каждой серией ударов устанавливать раму, прижимать ее к грунту и
5 после серии воздействий извлекать подставку из грунта и переводить конструкцию в транспортное положение. Эти обстоятельства, а также возникновение паразитных колебаний плиты после удара, мешающих выделению по10 лезных сигналов, явились, по-видимому, причиной того, что эти установки не получили широкого распространения, хотя они и решали проблему постоянства высот подъема и ее равенства у нескольких штук, что обеспечи15 вало их синхронную работу.
В качестве прототипа принято устройство для возбуждения сейсмических волн падающим грузом (31, смонтированное на транспортном средстве и содержащее лебедочный
20 механизм подъема-сбрасывания с электромагнитными муфтами, соединенный с грузом тросом, и обеспечивающий автоматический, при помощи электромагнитных муфт, подъем, удержание на определенной высоте и сора25 сывание груза.
Сброс осуществляется по команде с сейсмостанции. После падения груза тормозная муфта останавливает лебедку. Управление муфтами автоматизировано, что позволяет произ30 водить удары заданное число раз с примерно
556395 одинаковыми промежутками времени между ударами. Для коррекции разницы во временах вступления волн, возникающей за счет непостоянства высоты сбрасывания и разного времени падения, в регистраторе станции предусмотрено специальное корректирующее устройство. В прототипе помимо непостоянства высоты сбрасывания груза, имеют место также различия во времени падения груза, поскольку падение груза не является свободным. Это обусловлено тем, что, из-за ограничения по крутящему моменту, электромагнитные муфты расположены в редукторе, и груз, падая, дополнительно вращает систему шкивов и шестерен передачи и преодолевает трение дисков муфты (у установок с гидроприводом, груз, падая, вдвигает поршень гидродомкрата в цилиндр, и в зависимости от вязкости масла, меняющейся от температуры, и трения поршня о стенки цилиндра время падения также может заметно изменяться).
Таким образом, в известных устройствах не обеспечивается постоянство высоты подъема груза и его свободное падение, а следовательно исключается их применение в режиме. синхронного накопления без специальных регистрирующих устройств, корректирующих разброс времени ударов, и синхронная работа нескольких установок на профиле.
Целью изобретения является обеспечение синхронного накопления сейсмических сигналов при многократных ударах груза по грунту за счет выдерживания постоянной высоты подъема груза над уровнем грунта и его свободного падения.
Цель достигается тем, что в известном устройстве возбуждения сейсмических волн падающим грузом трос, прикрепленный к грузу, пропущен через шкив, закрепленный на перемещающейся опоре, взаимодействующей с фиксатором заданной длины троса, а лебедка лебедочного механизма снабжена дополнительным приводом, и к ней непосредственно присоединены электромагнитные муфты.
На фиг. 1 — 3 представлены соответственно вид сбоку, вид сзади и вид сверху предложенного устройства.
Устройство возбуждения сейсмических сигналов состоит из лебедки 1, на которую наматывается подъемный трос 2, другим концом присоединенный к грузу 3. Привод лебедки 1 осуществляется от двигателя через редуктор и цепную передачу 4, передающую вращающий момент от двигателя на ось лебедки 5.
На оси лебедки 5 расположены ведущая 6 и тормозная 7 электромагнитные муфты. Ведущая муфта 6 соединяет ось лебедки с ее барабаном, который установлен на подшипниках, а тормозная муфта 7 соединяет барабан лебедки:с опорой 8, неподвижно соединенной с рамой транспортного средства. В связи с тем, что серийно выпускаемые электромагнитные муфты имеют значительные остаточные моменты и трение в дисках, что может произвольно замедлять падение груза 3, на лебед5
65 ке установлен дополнительный привод в виде шестерни 9, постоянно зацепленной с шестерней 10, причем шестерня 9 электромагнитной муфтой 11 соединяется с общей трансмиссией. Трос 2, соединяющий груз 3 с лебедкой проходит через дополнительный шкив 12, который укреплен на вращающейся опоре 13.
Опора 13 вместе с дополнительным шкивом
12 может поворачиваться на определенный угол на оси 14. Шкив 12 с опорой 13 опирается на тарельчатые пружины 15. При преодолении силы сопротивления тарельчатых пружин 15 и повороте опоры 13 происходит включение измерителя длины наматываемого на лебедку троса. Это включение может быть электрическое либо механическое. Измеритель также может быть различной конструкции — электронный или механический. В качестве примера приведен простой механический измеритель, состоящий из мерного колеса
16, выключателя 17 и возвратного механизма
18, возвращающего колесо 16 в исходное положение. Расположенное на одной оси 14 с дополнительным шкивом 12 фрикционное колесо 19 при повороте опоры 13 и шкива 12, преодолевающих сопротивление пружин 15, входит в соприкосновение с мерным колесом 16, заставляя его вращаться. Соотношение диаметров фрикционного 19 и мерного 16 колес должно быть такое, чтобы весь подъем укладывался в один оборот мерного колеса 16. На мерном колесе 16 имеется контакт 20 и устройство — пружина 18 — возвращающее колесо 16 в исходное положение.
Устройство работает следующим образом.
При включении муфты 6 по сигналу с сейсмостанции вращающий момент от вала лебедки передается на барабан лебедки. При вращении барабана, на котором закреплен подьемный трос 2, вначале выбирается слабина троса 2. Когда трос 2 натянется с силой большей, чем сопротивление тарельчатых пружин
15, опора 13 со шкивом, преодолевая сопротивление пружин 15, поворачивается вокруг оси 14. Фрикционное колесо 19 прижимается к мерному колесу 16 и мерное колесо 16 начинает вращаться. После поворота колеса на определенный, заранее установленный угол, соответствующий необходимой высоте подьема груза 3, контакт 20 замыкает выключатель 17, выключающий муфту 6 и включающий тормозную муфту 7. В результате этого груз поднят на заданную высоту и удерживается тормозом 7 на этой высоте. При замыкании контакта боевой линии (в регистраторе сейсмостанции) муфта 7 выключается и груз
3 падает. Одновременно включается муфта
11 и через пару шестерен 9 и 10 вращает барабан лебедки 1, разматывая трос 2 со скоростью несколько превышающей скорость размотки троса при падении. Это обеспечивает свободное падение груза. В начале падения груза тарельчатые пружины 15 отталкивают фрикционное колесо 19 от мерного 16 и последнее механизмом 18 устанавливается в ис;5
556395 ходное положение. Для предотвращения черезмерного разматывания троса в момент удара груза о землю тормоз 7 вновь включается и тормозит барабан лебедки 1, а муфта 11 выключается. Выключение тормоза осуществляется по сигналу сейсмостанции, включающему муфту 6 на подъем груза 3. После этого весь процесс повторяется. Поскольку мерное колесо 16 всегда перед подъемом груза 3 находится в исходном положении и начинает вращаться только после преодоления сопротивления пружин 15 и поворачивается всегда на один и тот >ке угол, на барабан лебедки 1 после выбора слабины троса 2 всегда наматывается одно и то же количество (длина) троса независимо от изменений рельефа от точки к точке, положения поверхности относительно рамы автомобиля и его колес и даже независимо от растяжения троса.
Постоянство длины троса, наматываемого на лебедку, благодаря применению измерителя длины наматывания троса, срабатывающего после преодоления определенного усилия пружин, и опережающее разматывание троса при падении груза обеспечивают совместную синхронную работу на профиле нескольких установок и синхронное накопление воздействий одной установки. При этом исключается необходимость в специальной регистрирующей аппаратуре с коррекцией накапливаемых сигналов на разность высот сбрасывания и торможение при падении.
Формула изобретения
Устройство для возбуждения сейсмических волн падающим грузом, содержащее лебедоч10;ный механизм подъема-сбрасывания с электромагнитными муфтами, соединенный с грузом тросом, отличающееся тем, что, с целью обеспечения синхронного накопления сейсмических сигналов при многократных
15 ударах груза по грунту, трос пропущен через шкив, закрепленный на перемещающейся опоре, взаимодействующей с фиксатором заданной длины троса, а лебедка лебедочного механизма снабжена дополнительным приводом, 20 и к ней непосредственно присоединены электромагнитные муфты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент СШЛ № 3322230 кл. 181-5, 1967.
25 2. Патент США № 3393763 кл. 181-5, 1968.
3. Патент СШЛ № 2851121 кл. 181-5, 1958. (прототип).
556395
Составитель Л. Солоднлов
Текред Л, Котова
Корректор Л. Денискина
Редактор Н. Коляда
Т|н1ографня, нр. Сапунова, 2
Заказ 992, !6 Изд. № 388 Тираж 722 Поди иснос
Ц!)ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР
llo делам изобретений и открытий!!3035, Москва, Ж-35, Раугнская наб., д. 4/5



