Закрытая электрическая машина
О П И С А Н И Е «и, 554595
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Севетских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.04.73 (21) 1903572/07 (51) M. Кл.з Н 02К 9/20 с присоединением заявки №
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 15.04.77. Бюллетень № 14
Дата опубликования описания 19.04.77 (53) УДК 621.313.713 (088.8) (72) Авторы изобретения А. И. Борисенко, О. Н. Костиков, В. И. Чумаченко и А. И. Яковлев (71) Заявитель
Харьковский авиационный институт (54) ЗАКРЫТАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
Изобретение относится к области электротехники, к разделу закрытых обдуваемых электрических машин.
Известны закрытые обдуваемые электромашины с комбинированной автономной системой охлаждения, в которых осуществлено жидкостное охлаждение нагретых частей статора и ротора путем прокачки жидкости по каналам статора и ротора при помощи насоса, сидящего на валу машины, и охлаждение этой жид|кости в рубашке, образованной внутренней и наружной стенками корпуса, из которых наружная стенка оребрена и обдувается воздухом от наружного вентилятора, сидящего на валу машины (1).
Недостатком такой схемы охлаждения являются большие перепады температур между активными элементами машины и охлаждающей жидкостью, так как тепло от обмоток передается к жидкости через изоляцию и сердечники.
Известна электрическая машина, в которой охлаждающая жидкость подается на лобовые части обмоток в виде струй из камер или форсунок, расположенных на роторе (2). Недостатком такой конструкции является ее работоспособность лишь в фиксированном положении электрической машины относительно горизонта. Последняя из указанных конструкций является прототипом данного устройства.
С целью устранения у казанных недостатков на валу электрической машины с каждой стороны магнитопровода укреплен вращающийся стакан, охватывающий лобовые части обмотки. На внешней поверхности указанного стакана выполнены винтовые ребра, примыкающие в торцовой части стакана к подшипнико1О вым щитам, а в цилиндрической части — к корпусу. В у казанной цилиндрической части стакана выполнены радиальные отверстия, связывающие внутреннюю полость электрической машины с междуреберным пространст15 вом.
На чертеже представлен продольный разрез закрытого обдуваемого электродвигателя.
Двигатель содержит оребренные корпус 1 и щиты 2, магнитопровод 3 и обмотку 4 ста20 тора, сидящий на валу 5 короткозамкнутый ротор 6 с лопатками 7, подшипниковые узлы 8 с уплотнениями 9 и вентилятор 10. Вал имеет центральную полость 11, соединенную радиальными каналами 12 с форсуночными каме25 рами 13, на;которых размещены форсунки 14.
На валу с обеих сторон ротора установлены вращающиеся стаканы 15, имеющие на своей наружной поверхности винтовые ребра (шнеки) 16, которые примыкают в цилиндриче3о ской части к корпусу двигателя, а в торцовой
554595
Фор мул а изобретения и 12 Р
Составитель В. Базаров
Техред А. Камышникова Корректор Л, Брахнина
Редактор Л. Попова
Заказ 783/8 Изд. ¹ 350 Тираж 914 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская наб., д, 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 части — к щитам. В цилиндрической части стаканы имеют отверстия 17, в месте стыка их с валом — сборные камеры 18, связанные радиальными каналами 19 с центральной полостью вала. Для улучшения охлаждения щита со стороны привода двигателя имеется кожух
20, имеющий входные отверстия 21. В диске вентилятора та кже имеются отверстия 22, а сам вентилятор выполнен «обращенным» для улучшения обдува примыкающего к нему щита.
Система охлаждения двигателя работает следующим образом.
Из сборных камер жидкость подается в центральную полость вала и оттуда поступает по радиальным каналам в форсуночные камеры. Из форсунок жидкость под действием центробежных сил выбрасывается в виде струй на лопатки ротора и лобовые части обмотки статора, после чего попадает на поверхность цилиндрической части стакана. Пройдя через радиальные отверстия в межреберные пространства стакана, жидкость увлекается винтовым ребром (шнеком) и нагнетается в сборные камеры. При движении жидкости в винтовом насосе она вступает в контакт с внутренней поверхностью корпуса и щитов, отдавая им свое тепло, которое затем снимается с ребер корпуса и щитов при обдуве их воздухом, подаваемым вентилятором.
Закрытая электрическая машина общепромышленного назначения с наружным воздушным и внутренним жидкостным охлаждением, содержащая корпус, магнитопровод с обмотками, подшипниковые щиты и полый вал с форсунками, в котором имеется охлаждающая жидкость, отличающаяся тем, что, 10 с целью обеспечения работы системы охлаждения при любой ориентации электрической машины относительно горизонта, на валу с каждой стороны магнитопровода укреплен охватывающий лобовые части обмотки вращаю15 щийся стакан, на внешней поверхности которого выполнены винтовые ребра, примыкающие в торцовой части стакана к подшипниковым щитам, а в цилиндрической части — к корпусу, причем в цилиндрической части вы20 полнены радиальные отверстия, связывающие внутреннюю полость электрической машины с междуреберным пространством.
Источники информации, принятые во вни25 мание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР № 106727, кл. 21 d 56/01, 1963.
2. Авторское свидетельство СССР № 2056846, кл. 21 d 56/01, 1970.

