Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки перебач транспортного средства
(11) 551205
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВКДЕТЕДЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.03.75 (21) 2117548/11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.03.77. Бюллетень № 11 (45) Дата опубликования описания 10.05.77 (51) M Кл. В 60 К 41 00
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113- 85. .2 (088. 8) (72) Автор изобретения
Д. В. Брейгин (71) ЗаЯвитЕль Московский трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И. А. Лихачева (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1 2
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки передач транспортного средства.
Известно устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащее источник создания давления рабочей жидкости, соединенный с ним распределитель, силовые цилиндры включения фрикционных элементов, один из которых непосредственно соединен с распределителем, и клапан регулирования плавности переключения передач, имеющий корпус с отверстием, в котором подвижно установлены взаимодействующие подпружиненные поршни, между которыми расположена полость, связанная с одним из силовых цилиндров через дроссель, при этом полость в корпусе клапана перед торцом одного из поршней соединена с тем же силовым цилиндром, а в корпусе клапана выполнен канал, соединяющий этот силовой цилиндр со сливом. Однако известные устройства не обеспечивают достаточную плавность переключения передач, так как не устраняют разрыва силового потока при переключении.
Цель изобретения — повышение плавности переключения передач.
Это достигается тем, что в корпус к.i,"лана выполнены соединенные с его отверстием дсполжтельные параллельные каналы, один из которых связан с источником создания давления рабочей жидкости параллельно распределителю, другой — со вторым силовым цилиндром, а третий — co сливом, на поршне клапана выполнена наружная канавка, 1ð ширина которой больше расстояния между соседними дополнительными каналами и меньше расстояния между крайними дополнительными каналами.
На фиг. 1 показана схема устройства в положении, соответствующем началу подачи рабочей жид1н кости в силовой цилиндр включаемых фрикционных элементов; на фиг. 2 — то же, в положении, соответствующем начальной стадии прижатия включаемых фрикционных элементов; на фиг. 3 — то же, в положении, соответствующем полному включеор нию фрикционных элементов; на фиг. 4 — вариант выполнения клапана регулирования плавности переключения передач.
Устройство содержит источник создания давления рабочей жидкости, выполненный, например, в виде насоса 1, сообщенный с ним трубопроводом 2
551205
20 ди
Устройство работает следующим образом.
До установки распределителя 3 в положение, показанное на фиг. 1, полость между торцом 25 и крышкой 22, а также силовой цилиндр 4, соединены через распределитель 3 со сливом 42. Поэтому 55 из — за отсутствия давления жидкости на торец 25 и из — за воздействия пружины 32, поршни 15 и 16 занимают крайнее левое положение, показанное на фиг. 1, т.е. они взаимно поджаты и торцом 25 поршень 15 прижимается к крышке 22, 60 распределитель 3, два силовых цилиндра 4 и 5 включения фрикционных элементов 6 и 7, Поршни 8 и 9 силовых цилиндров поджаты пружинами 10 и 11. В данном случае фрикционные элементы 6 являются включаемыми, элементы 7 выключаемыми.
Устройство содержит также клапан 12 регулирования плавности переключения передач, имеющий корпус 13 с отверстием 14, в котором установлены два подпружиненных подвижных поршня 15 и 16.
Упор 17 одного поршня может прижиматься к другому поршню. Поршни образуют между своими торцами 18 и 19 полость 20, сообщенную с силовым цилиндром 4 через дроссель 21. По обеим сторонам корпуса клапана отверстие 14 закрыто
15 крышками 22 и 23. Полость 24 в корпусе клапана, расположенная перед торцом 25 поршня 15, сообщена каналом 26 и трубопроводом 27 с распределителем 3, а каналом 28 и трубопроводом 29 — с силовым цилиндром 4, что обеспечивает связь этого цилиндра с распределителем. В корпусе клапана выполнен также канал 30, соединяющий цилиндр 4 со сливом 31 при передвижении поршня 15 в сторону поршня 16.
Упругое поджатие поршней 15 и 16 по направле25 нию к крышке 22 обеспечено тем, что торец 18 больше противоположного ему торца 25, а также тем, что на поршень 16 со стороны, противоположной торцу 19, действует усилие пружины 32, которое может суммироваться с усилием, создаваемым
Зо управляющим давлением жидкости, поступающей в отверстие 14 через канал 33.
Упругое поджатие поршней 15 и 16, вместо разности величины торцов 18 и 25, может быть обеспечено также дополнительной пружиной сжатия 34
35 (см. фиг. 4), опирающейся на оба поршня. В этом случае нет необходимости выполнять торцы 18 и 25 разными но величине.
Корпус 13 клапана снабжен соединенными с его отверстием 14 каналами, один из которых (канал 35) сообщен с источником 1 создания давления
40 рабочей жидкости трубопроводом 36, параллельно распределителю 3, другой канал 37 — трубопроводом 38 со вторым силовым цилиндром 5 включения фрикционных элементов 7, и третий канал 39—
45 со сливом 40. Поршень 16 клапана снабжен наружной канавкой 41, ширина которой больше расстояния между двумя соседними каналами, но меньше расстояния между крайними каналами, Распредетпггель 3 также сое нен со сливом 42.
При установке распределителя 3 в положение, показанное на фиг. 1, при котором канал слива 42 распределителя перекрыт, рабочая жидкость начинает поступать из насоса 1 через распределитель 3 по трубопроводам 29, 27 и каналам 28, 26 в силовой цилиндр 4, отжимая пружину 10 и выбирая зазоры между включаемыми фрикционными элементами 6.
При этом начинает возрастать усилие на торец 25 поршня 15, уравновешиваемое вначале усилием предварительного сжатия пружины 32, действующим на примыкающий к нему поршень 16, а также управляющим давлением жидкости, поступающей по каналу 33. Благодаря этому оба поршня 15 и16 в начале подачи рабочей жидкости в силовой цилиндр 4 включаемых фрикционных элементов 6 продолжают находиться в крайнем положении. Рабочая жидкость поступает в силовой цилиндр 5 по трубопроводам 36, 38 и каналам 35, 37.
Фрикционные элементы 7 на этой стадии включения продолжают находиться во включенном положении.
Этим устраняется разрыв силового потока.
Когда давление рабочей жидкости достигает величины, соответствующей началу взаимного прижатия фрикционных элементов 6 (см. фиг, 2), усилие, действующее на торец 25 поршня 15 начинает превосходить усилие, действующее на поршень 16, благодаря чему оба поршня, сохраняя взаимный контакт, сдвигаются в положение, показанное на фиг. 2. В результате смещения наружной канавки 41 доступ рабочей жидкости в силовой цилиндр 5 прекращается, открывается его связь со сливом 40, и выключаются фрикционные элементы 7.
Одновременно, в результате смещения поршня 15, жидкость, поступающая в цилиндр 4, начинает частично перетекать через канал 30 в слив 31, чем замедляется темп возрастания усилия на фрикционные элементы 6, что также повышает плавность их включения.
В течение этого процесса жидкость через дроссель 21 поступает в полость 20 (из-за дросселирования она вначале не оказывает воздействии на взаимное положение поршней 15 и 16) . По достижении заданного давления в этой полости поршень 16 отходит от.поршня 15 и упирается в крышку 23, после чего давление в полости 20, возраставшее при отходе элемента постепенно, начинает возрастать резко, что, в свою очередь, вызывает такое же возрастание давления в цилиндре 4 и усилия на фрикционные элементы 6.
Вследствие того, что величина торцовой поверхности 18 больше величины торцовой поверхности 25 поршень 15 совершает движение, обратное движению поршня 16, и возвращается в исходное положение (см. фиг. 3). Вследствие прекращения связи каналов 26, 28 со сливом 31, давление в цилиндре 4 возрастает до величины, соответствующей номинальной силе взаимного прижатия фрикционных элементов 6.
551205
В варианте, показанном на фиг. 4, величины поверхностей торцов 18 и 25 одинаковы; отход поршня 15 осуществляется усилием пружины 34, Плавность включения фрикционных элементов 6 по задаваемой зависимости изменения усилия их взаимного прижатия по времени обеспечивается, в первую очередь, соответствующим подбором пружины 32 и закона изменения управляющего давления жидкости, подводи мой через канал 33. Она обеспечивается также соответствующим подбором соотношения величин торцовых поверхностей поршня 15, величины хода поршня 16, параметров пружины 34 и расположения каналов.
Формула изобретения
Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащее источник создания давления рабочей жидкости соединенный с ним распределитель, силовые цилиндры включения фрикционных элементов, один из которых непосредственно соединен с распределителем, и клапан регулирования плавности переключения передач, имеющий корпус с отверстием, в котором подвижно установлены взаимодействующие подг пружиненные поршни, между которыми расположена полость, связанная с одним из силовых тдлиндров через дроссель, при этом полость в корпусе клапана перед торцом одного из поршней соединена с тем же силовым цилиндром, а в корпусе клапана, выполнен канал, соединяющий этот силовой цилиндр со сливом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения плавности переключения передач, в корпусе клапана выполнены соединенные с его отверстием дополнительные параллельные каналы, один из которых связан с источником создания давления рабочей жидкости параллельно распределителю, другой — со вторым силовым цилиндром, а третий — со сливом, на поршне клапана выполнена наружная канавка, ширина которой больше расстояния между соседними дополнительными каналами и меньше расстояния между крайними дополнительными каналами.
Составитель В, Аравии
Техред Г. Родак
Редактор Н. Козлова
Корректор C. щекмар
Заказ 68/9
Тираж 962 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4





