Устройство для предварительного контроля изоляции обмоток трехфазного электродвигателя

 

О П И С А Я И Е 54д854

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистическим

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.11.73 (21) 1976371 07 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.03.77. Бюллетень ¹ 9 (45) Дата опубликования описания 04.07.77 (51) Ч Кч г H 02 Н 7 00

G 01 R 27/18

Государственный коюитет

Совета Министров СССР оо делаю нзобретеикй (53) УДК 621.316. 25 (088.8) н открытий (72) Авторы изобретения

И Дудкин и А П Ят вио (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО

КОНТРОЛЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТО1

ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Устройство относится к технике релейной защиты и может быть использовано для контроля изоляции и целости обмоток трехфазных электродвигателей, а также для контроля питающей линии между пускателем и электродвигателем.

Известны устройства для защитного отключения электроустановок на постоянном оперативном токе (1). Входным сигналом в таких схемах является постоянный ток, проходящий через сопротивление изоляции контролируемой электроустановки. Устройство имеет ограниченное число срабатываний, и для его работы необходимо использование дополнительного трансформатора и дросселя. Известны также блокировочные реле контроля изоляции, осуществляющие предварительный контроль изоляции (2). Устройства защиты с блокировочным реле измеряют сопротивление изоляции потребителей и не позволяют их включать, если изоляция неисправна. Указанные реле не предотвращают включения потребителей, если имеет место обрыв в цепи обмоток электродвигателя или линии связи между выходными клеммами пускателя и электродвигателя, Кроме того, схема с блокировочным реле имеет также ограниченное число срабатываний.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем контроля обры- ЗО ва питающей линии до места подключения устройства.

Указанная цель достигается тем, что измерительный орган реле контроля изоляции выполнен на тиратроне тлеющего разряда с тиристорным выходом, анод и сетка которого через резисторы подключены к соответствующим фазам электродвигателя, а через конденсаторы — к земле, а катод через резисторы подключен к земле и управляющему электроду выходного тиристора, включенного в цепь исполнительного органа.

Принципиальная электрическая схема устройства приведена на чертеже.

Предлагаемое устройство содержит измерительный орган на тиратроне тлеющего разряда Л с конденсаторами задержки С1 и зарядным Сг, резисторами Ri — Rq и тиристором

Д, исполнительный орган реле Рь Управление электродвигателем М осуществляется кнопками КнП и КнС и контактами пускателя

Рг. Резистор Л5 соответствует эквивалентному сопротивлению изоляции линии связи между пускателем и электродвигателем и обмоток этого двигателя. Резисторы Ri — Rq подключаются к выходным клеммам пускателя

Рг. Сопротивлением зарядного резистора Р ° обеспечивается ток выключения тиратрона Л при его зажигании. К источнику постоянного напряжения подключен делитель из резисто549854 ров R> и R„-, и до напряжения, снимаемого с нижнего его плеча, производится заряд конденсаторов С и С>. Учитывая, что активное сопротивление обмоток электродвигателя сравнительно мало, величину сопротивления резистора R> выбирают такой, чтобы при снижении сопротивления изоляции ниже нормы тиратрон Л не срабатывал.

Устройство работает следующим образом.

После подачи постоянного напряжения Е, если уровень изоляции линии связи и обмоток электродвигателя М находится в норме, через резисторы R, и R, заряжаются конденсаторы С и С> до напряжения, достаточного для зажигания тиратрона Л. Снимаемым с его катодного резистора R4 импульсом через резистор R< открывается тиристор Д и включается реле Рь После замыкания контактов реле Р электродвигатель М может быть включен пускателем Р,. При выключении электродвигателя необходимо снятие напряжения Е.

Если уровень изоляции ниже нормы, то напряжение заряда конденсаторов С и С недостаточно для зажигания тиратрона Л, реле

Р, не включается и электродвигатель М не может быть включен пускателем Р .

Таким образом, при работе предлагаемого устройства осуществляется контроль изоля ции и целостность линии связи между выходными клеммами пускателя и электродвигателем, а также контроль изоляции обмоток электродвигателя. При неисправной линии связи, обрыве обмоток двигателя и низком уровне изоляции устройством предотвращается включение в сеть защищаемого электродвигателя.

Формула изобретения

Устройство для предварительного контро-ля изоляции обмоток трехфазного электродвигателя, содержащее магнитный пускатель с кнопками управления, источник оперативного

10 постоянного тока, включенный между землей и через резистор с одной фазой электродвигателя параллельно исполнительному органу реле контроля изоляции, контакт которого включен в цепь катушки магнитного пускателя, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем контроля обрыва питающей линии до места подключения устройства, измерительный орган реле контроля изоляции выполнен

20 на тиратроне тлеющего разряда с тиристорным выходом, анод и сетка которого через резисторы подключены соответственно к другим фазам электродвигателя, а через конденсаторы — к земле, а катод через резисторы под25 ключен к земле и управляющему электроду выходного тиристора, включенного в цепь исполнительного органа, Источники информации, принятые во вниЗ0 мание при экспертизе:

1. Мотуско Ф. Я. Защитное устройство в электроустановках. М., «Энергия», 1973 r., стр. 171 — 173.

2. Шипунов Н. В. Защитное отключение.

35 М., «Энергия», 1968 r., стр. 120 (прототип).

Устройство для предварительного контроля изоляции обмоток трехфазного электродвигателя Устройство для предварительного контроля изоляции обмоток трехфазного электродвигателя 

 

Похожие патенты:
Наверх