Устройство для сигнализации об аварийном режиме работы
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕИЛЬСТВУ (6)) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 04.03,75 (21) 2111632/24 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25,01.77&оллетень № 3 (45) Дата опубликования описания 21.03.78
Союз Советских
Соцмалмстмческих
Реса ублмн (<>) 543965 (51) M. Кл.
Сч 08 В 23/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений
II открытий (5;3) У ДК 62 1. 398 (088. 8) (72) Авторы изобретения
A.Â, Ильюша, Г.В. Исаев и 1O.A. Карцев
Ордена Трудового Красного Знамени институт горного дела им. A.À. Скочинского (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ПЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ ОБ АВАРИЙНОМ
РЕЖИМЕ РАБОТЫ
Устройство относится к области автома тизации добычных агрегатов в горной промышленности и предназначено для автоматической защиты комбайна от аварийных си туаций, связанных с наездом комбайна на
:отказавшие в работе технические узлы агрегата, которые при нормальной работе технологического цикла убираются с дороги nn мере продвижения комбайна, например, стальные полосы поддержания забоя, используемые в агрегате при добыче угля по восста;нию в забоях крутого падения.
Известное устройство дистанционного включения шахтных пускателей состоит из искробезопасного трансформатора с исполнй- 15 тельным реле, включенным параллельно его вторичной обмотке, двухпроводной литпти связи и диода, подключаемого контактом пара Рлельно линии связи. ,Пействие устройства заключается в том 20 что при срабатывании контакта, включенного в цепь, происходит подключение через линию связи диода параллельно обмотке трансформатора, В этом случае одна иэ по луволн переменного напряжения шунтирует- 25 ся диодом, а другая воздействует на обмов ку реле, в результате чего реле включается. Обрыв линии и ее короткое замыкание приводит к выключению реле. Однако стройство не позволяет постоянно контролировать состояние подводящей линии, а всего лишь запрещает включение исполнительного реле при ее неисправности. Можно считать, что контроль состояния линии производится по фиксации отказов.
Кроме того, использование принципа управления по уровню токз, которое реализовано в прототипе, снижает надежность перф. дачи сигналов по линии из-за утечек, которые имеют место в условиях шахты. Такая схема применима для использования на объектах, где отказ в срабатывании не может привести к значительно аварийной ситуации из-за наличия средств смягчения аварийной ситуации или дублирования схемы отключения объекта, так как ущерб из-за отказа аппаратуры аварийного отключения во много раз превышает стоимость самой аппаратуры управления и может привести к длителт-ному выходу из строя оборудования, в част(54-3965 ности отказ схемы аварийного отключения может привести к аварийной ситуации, свя- занной с разрушением режущим органом комбайна полос поддержания забоя при наруше» .нии функционирования их подъемных средств.
Известно также устройство дпя сигнали-; зации об аварийном режиме, работы, соде жащее датчики, установленные на контролируемом объекте, линию связи и установ ленные на пульте управления канал контроля исправности линии связи, выполненный на элементах НЕ, И, ИЛИ и индикаторе, канал аварийного откпючения и выполненный на элементах HE И и исполнительном элементе.
Однако известное устройство предназначено для автоматического управления рулевым механизмом подвижного экипажа.
1 игныпы принимаемые приемниками устройства и воздействующие на исполнительный мотор рулевого механизма B различных плоскостях поляризации излучаются в виде электромагнитного поля одновременно двумя передатчиками, антенны которых размещены вдоль дороги, по которой движется экипаж. Воспринимаемые приемника» ми сигналы формируются схемой по двум каналам, взаимосвязачным между собой.
Таким образом, в известном устройстве, приемники и исполнительный орган установлены на подвижном объекте вместе.
Известное устройство не позволяет выполнять функции защиты и самоконтроля ввиду того, что схема предназначена лишь дпя выполнения автоматического управлений эк:пажем.
Целью изобретения является повышение надежности устройства.
Указанная цепь достигается тем, что в устройстве параллельно соединенные замыкающие контакты датчиков подкисчены через ринию связи ко входу элемента HE канала аварийного отключения и к первому входу элемента И канала контроля исправности линии связи, переключающий контакт одного из датчиков подключен к нулевой клемме источника питания, посдедоватепьно соединенные размыкающие контакты датчиков через линию связи подключены ко входу элемента HE кайапа контроля исправности линии связи и к первому входу. элемента И канала ава рийного отключения, выход элемента HE которого соединен со вторым входом элемен» та И, выход элемента И подключен к испоанитепьному элементу и к первому входу элементе ИЛИ канала контроля исправности пинии связи, выход э.емента НЕ которого соединен со вторым входом элемента И, выход элемента И подключен ко второму вх<н ду элемента ИЛИ, выход которого соединен с индикатором.
На чертеже представлена структурная электрическая схема устройства, где 1,2датчики препятствий, каждый иэ которых представляет геркон с контактами; 3-конт- ропируемый обьект (комбайн), 4, 5, 6р проводе линий, соединяющие датчики препятствий, установленные на комбайне с пупьтом управления 7; 8 - элемент HE канала контроля исправности линии связи; 9 - эпе+ мент И канада контроля исправности линии
15 связи; 10 — элемент НЕ канала аварийного отключения (комбайна); 11 - элемент И канала аварийнбго отключения (комбайна);
12 — элемент ИЛИ; 13 - индикатор; 14— . исполнительный элемент (аварийный выкпю-;
gg чатепь комбайна).
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии при нормально ра .ботающем устройстве провод линии связи
4 через раэмыкающие контакты герконов
,датчиков 1 и 2 соединены через провод ли нии связи. 6 с нулевой клеммой источника питания. В этом случае на выходе провода
4 образуется сигнал 1", который поступа. ет на один из входов элемента И 11 канаЗ0 ла аварийного откпючения. На другой вход элемента И 11 этого канала подводится сигнал 1«от эпемента НЕ 10, на входе которого имеет место сигнал "0", подаваемый с выхода провода линии связи 5. При зь этом сигнал 1 с выхода элемента И 11 выдает "запрет". на включение исполнительного элемента (аварийного выключателя комбайна) 14 и одновременно через элемент
ИЛИ 12 выдает сигнал на индикатор 13, 40 который в этом случае включен и свидетельствует об ее исправности.
При находе одного из датчиков на препятствие постоянный магнит, содержащийся вдатчике, приближается, например, к датчику 1
45 перекпючающий контакт которого подключается к проводу 5, в результате чего на его выходе образуется сигнал "1, который инвертируется элементом НЕ 1 0 и через элемент И 1 1 снимает запрет", образуя
50 на входе исполни тельного элемента аварийного выключателя 1 4 сигнал аварии "О, который включает его и останавливает комбайн. Од> нако наличие сигналов "1" на обоих входах элемента И 9, преобразованных в сигнал
55 "1" на выходе этого элемента, осуществит подтверждение исправности всей линии свя-, зи, так как этот сигнал через элемент ИЛф
11 оставит индикатор контропя исправност пинии связи 13 во вкпйченном состоянии.
Аналогичная коммутация происходит при сра543965
БНИИПИ Заказ 757/65 Тираж 778 Подписное
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4,батывании датчика 2. В случае обрыва про« вода 4 и 6, происшедшего когда контакты датчиков 1 и 2 находились в исхоцном сос тоянии, снимается сигнал 0 с выхода элемента И 11, что приводит к отключению исполнительного элемента (аварийного выключателя) 14 и к остановке комбайна.
Одновременно через элемент ИЛИ 12 сигнал 0 подается на вход индикатора контроля неисгравности линии связи 1 3, который в этом случае свидетельствует об неисправности линии связи. К тому же приведет замыкание между собою проводов4и 5.
В случае обрыва провода 5 или замыкания между собой проводов 4 и 6 аналогич ные функции выполняются при срабатывании любого геркона в датчиках 1 или 2, Устройство выполняет указанные функции также и при различном сочетании обрыва и замыкании проводов.
Данное устройство позволяет осуществить защиту механических узлов комбайна, которыми являются, например, голосы поддержания забоя, используемые в добычных агрегатах, работающих в режиме защиты
or наезда на них режущих органов движущегося комбайна при нарушении функциони- 30 рования подъемных средств, управляющих полосами. Это дает возможность устранить аварийное состояние агрегата и тем самым повысить производительность добычи.
Формула изобретения
Устройство для сигнализации об аварийт ном режиме работы, содержащее датчики, установленные на контролируемом объекте, линию связи и установленные на пульте управления канал контроля исправности линии связи, выполненный на элементах HE
И, ИЛИ и индикаторе, карги «вирийного от» ключения и выполненный ..ы элементах НЕ, И, и исполнительном элементе, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства, параллельно соединенные замыкающие контакты датчиков под. ключены через линию связи ко входу элемента HE канала аварийного отключения и к первому входу элемента И канала контро. ля исправности линии связи, церектпочающий контакт одного из датчиков подключен к нулевой клемме источника питания, последс вательно соединенные размыкающие контакты датчиков через линию связи подключе .ны ко входу элемента НЕ канала контроля исправности линии связи и к первому входу рлемента И канала аварийного отключения, выход элемента HE которого соединен со вторым входом элемента И, выход элемен та И подключен к исцолнительному элемен-! гу и к первому входу элемента ИЛИ канала контроля исправности линии связи, выход рлемента НЕ которого соединен со вторым входом элемента И, выход элемента И подключен ко второму входу элемента ИЛИ, выход которого соединен с индикатором.


