Узел соединения гребного вала с гребным винтом
11Ц 54I 053
Йо1оэ Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свпд-ву (22) Заявлено 03.05.73 (21) 1915873/11
4 (51) М. Кл F 16В 4/00
В 63Н 23/34 с присоединением заявки Ме
Государстваииый комитет (23) Приор1гтет
Совета Министров СССР пв делам иаовретеиий Опубликовано 30.12.76. В1оллетень Ко 48 (53) УДК 629.12.002.72. .037(088,8) и открытий
Дата опубликования описания 25.01.77 (72) Автор изобретения
H. Л. Свердлов (71) Заявитель (54) УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ГРЕБНОГО ВАЛА
С ГРЕБНЫМ ВИНТОМ
Изобретение относится к судостроению.
Известен узел соединения гребного винта с гребным валом, содержащий гребной вал, насаженный на него с натягом гребной винт и стопорящие закладные детали.
Однако выполнение стопорящих закладных деталей в виде шпонок и связанное с этим наличие шпоночных пазов понижает прочность гребного вала, повышает местные механические напряжения, требует трудоемкой точной подгонки соединения и затрудняет его сборку и разборку.
Наиболее близким техническим решением является узел соединения гребного вала с гребным винтом, насаженным на гребной вал с натягом и выполненным с вырезом в ступице в форме многогранника, содержащий в пространстве между гребным валом и ступицей гребного винта закладные детали.
Цель изобретения — увеличение надежности соединения и упрощение производства и монтажа узла.
Для этого кормовой участок гребного вала выполнен в форме многогранника, соответствующего вырезу в ступице гребного винта, а закладные детали установлены с зазором, заполненным клеевым составом.
На фиг. 1 изображен предложенный узел соединения; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.
Гребной вал 1 на кормовом участке небольшой протяженности выполнен в виде многогранника без острых кромок, причем минимальный диаметр многогранника больше диаметра резьбы хвостовпка 2 гребного вала. Ступица гребного винта 3 посажена на конус гребного вала 1 с натягом и в кормовой части имеет соответствующий по количеству граней вырез. В пространстве, образованном вырезом в ступице гребного винта 3 и многогранником, установлены стопорящие закладные детали 4 прямоугольного сечения с небольш11м зазором, определяемыхI удобством монтажа и заполненным клеевым составом на основе синтетических смол. Смещение ступицы гребного винта 3 и самопроизвольное выпадание стопорящих закладных деталей 4 предотвращается гайкой, наворачцваемой на хвостовик 2 гребного вала 1.
20 Установка стопорящих закладных деталей производится после установки гребного винта.
Крутящий момент от гребного вала 1 к гребному винту 3 передается за счет спл трения в соединении ступицы с гребным валом, 25 которое выполнено с натягом. Прп ослаблении натяга в соединении стопорящпе закладные детали 4 осуществляют передачу крутящего момента, не создавая опасных концентраций механических напряжений в теле гребЗО ного вала.
541053
Формула изобретения фиг. 7 фиг.2
Составитель Ю. Новак
Текред Е. Петрова
Корректор T. Гревцова
Редактор А. Купрякова
Заказ 300277 Изд. № 1924 Тираж 1134 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 475
Типография, пр., Сапунова, 2
Узел соединения гребного вала с гребным винтом, насаженным на гребной вал с натягом и выполненным с вырезом в ступице в форме многогранника, содержащий в пространстве между гребным валом н ступицей гребного винта закладные детали, о т л и ч аищи йся тем, что, с целью увеличения надежности соединения и упрощения производства и монтажа, кормовой участок гребного вала выполнен в форме многогранника, соответствующего вырезу в ступице гребного винта, а закладные детали установлены с зазором, заполненным клеевым составом.

