Тормозная втулка заднего колеса велосипеда
«,," Я lt « О, i та i 1 . т г l, „„,1,,/ Т1,;».; х@ .,„"г%< о
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пп 54О762
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.01.71 (21) 1614778/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.12.76. Бюллетень № 48
Дата опубликования описания 27.12.76 (51) М.К>. В 621. 1,,10
Госудйрственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 629.118.3 (088.8) по делам изобретений . и открытий (72) Автор изобретения
А. Л. Шутак
Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (71) Заявитель (54) ТОРМОЗНАЯ ВТУЛКА ЗАДНЕГО КОЛЕСА ВЕЛОСИПЕДА
Изобретение относится к области велостроения.
Известна тормозная втулка велосипеда, в которой соединительный конус имеет постоянную фрик цион ную связь с,неподвижной осью
М
Однако при педалировании такая связь создает постоянные атотери от трения пружинящих деталей притормаживающего механизма о неподвижную ось и сопутствующий при этом из нос п ружиня щих деталей.
Известна и другая тормозная втулка заднего колеса велосипеда, содержащая конус, неподвиж ную ось, винтовую обгонную муфту, включающую соединительный конус с установлен ным на нем притормаживающим механиз мом, фрикционы которото зафиксированы на соединительном конусе обхватывающей их деталью, и тормозное устройство, установленное на неподвижной оси (2j
Недостатки этой втулки — большие:потери на трение и сложенная технология изготовления при получении точной гибки фрикционов, имеющих сложный профиль гибки, а также неэкономичный раскрой материала при:вырубке, сравнительно сложная конструкция неподвижной оси, охватывающей фрикцио ны и контактирующей с ними за счет упругих сил фрикционов.
Цель изобретения — уменьшение потерь на трение .и упрощение технологии изготовления.
Для этого фрикционы выполнены в виде Гобразных пластин, а обхваты|вающая их деталь — в виде упругого кольца:, На фиг. 1 дана предложенная втулка, общий вид (положение механизмов соответствует режиму «раоочий ход»); на фиг. 2 притормаживающий механизм с сопряженными деталями в положении, соответствующем режимам «торможение» и «свооодный ход»; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 2; на фиг. ч — фрикционная пластина; »а риг. о — разрез по Ь вЂ” ь на фи.. 4.
Втулка:состоит из корпуса 1, имеющего по краям отогнутые фланцы 2 с от1версти 1ми 3 для апиц. На внутренней поверх ности корпуса сделаны пазы 4 для зацепления с,подвижными дисками тормозного устройства. IIo краям внутренней поверхности установлен с одной
2р стороны ведущии конус 5, выполненный за огдно целое с дорожкой качения правого подшипника 6, с другой стороны установлена обой ма
7 с пазами 8. Внутри корпуса 1 помещена неподвижная ocb 9, на когорой с одной стороны установлен корпус 10, а с другой стороны— конус 11, контргайка 12, и между ними— шаиба 13 и тормозной рычаг 14, посаженный неподвижно на конус 11.
Рычаг 14 прижимает пылепредохранитель
30 15. Резьба на о си 9 используется для регули540762
60 ровки зазоров в подшипниках втулки. Для удобства регулировки на оси 9 установлен квадратный наконеч|ник l b. На к вадратном хвостовике 17 конуса l l посажен пакет тормозных дисков. Неподвижные диски 18 .имеют квадратное отверстие и таким образом зафиксированы от вращения относительно хвостовика I /. Между дисками 18 вставлены подвижные диски !9, входящие в пазы 4 корпуса .l и вращающиеся вместе с ним. Краиний неподвижный диск 20 имеет шлицы 21, а диск
22 — шлицы 23, взаимодейспвующие со шлицами 24 соедвнитель ного,конуса 25. Пакет тормозных диско в зафиксирован от осевых перемещений стопорным кольцом 2Ь . Конус
2о служит для передачи в ращения от звездочки 2(на конус 5 при рабочем ходе и для передачи осевого усилия на .пакет тормозных дисков при торможении.
Конус 25 авязан с червяком 28 двухзаходной резьбой.
На расширенной части червяка 28 снаружи установлены звездочка 27, пылепредохранитель 29 и упорное кольцо 30, которое фиксирует их в осевом на правлении. От проворачивании звездочка 27 зафиксирована:на чер вяке
28 полукруглыми паза ми 3i. Внутрь червяка вставлен,шарикоподшипник 32 и запрессован пылепредохранитель 33.
На концах оси 9 навернуты гайки 34, служащие для крепления втулки на раме велосипеда.
Притормаживающее устройство (см. фиг. 2) состоит из фрикционов 35, вложенных в продольные пазы конуса 25, разжимного кольца
3b, стягивающего фрикционы 35, вложенного в кольцевую канавку на конусе 25, и колпачка
37 (неподвижная деталь), установленного на хвостовике 17.
Пазы конуса 25 в местах, совпадающих по длине с |началом конической поверхности, имеют излом под углом, приблизительно равным углу наклона конической 1поверх ности, и в месте этого излома образуют уступы 38, вокруг которых могут поворачиваться фрикционы 35 при изменении режима работы втулки.
Тормозная втулка работает в трех режимах: рабочий ход (движение велосипеда вперед при педалировании); свободный ход (движение велосипеда влеред по инерции или под уклон при остановлеяных педалях); торможение.
При рабочем ходе звездочка 27,под действием мускульных усилий, передаваемых цепной передачей от педалей, вращается по часовой стрелке (если смотреть на втулку со стороны звездочки) и передает крутящий момент на червяк 28, Конус 25, удерживаемый от вращения силой трения между фрикционами 35 и колпачком
37, под действием осевых усилий перемещается по двухзаходной резьбе вправо до упора концов фрикционов 35 в коническую поверхность ведущего конуса 5. Дальнейшее продви5
4 жение конуса 25 вглубь ведущего конуса осопровождается сжатием ко нцов фрикционов 35, которые при этом поворачиваются вокруг уступов 38 и другими своими концами,растягивают кольцо 3b. 11 роисходит нарушение контакта между фрикционами 35 и колпачком 37.
Так продолжается до упора конических:поверхностей конусов 25 и 5 друг в друга, после чего они заклини|ваются, и крутящий момент передается от червяка,на каролус 1. За3ор между фрикционами 35 и колпачком 37 сохраняется на все время рабочего хода.
1 одшипник 6 при этом не;работает, так,как оказывается зажатым между дорожками качения червяка 28 и конуса б и вращается вместе с ними, В режиме рабочего хода работают шарикоподшипники 32, шарики которого обкатывают ся вокруг. конуса 10.
При холостом ходе, когда останавливается звездочка 27 с червяком 28, корпус 1 продолжает вращаться совместно с конусом Ь, увлекая за собой конус 25. Конус 25 за счет проворота относительно чер|вяка 28, а также под деиствием пружинящих фрикционов перемещаегся влево и выходит из зацепления с кощусом 5. Ф рикционы 35 анова входят в контакт с колпачком 37. При холостом ходе шарика подшипник 32 неподвижен.
Для торможения, необходимо повернуть звездочку 27 в на правлении, обратном рабочему ходу. При этом червяк 28 провернется относительно конуса 25. Конус 25, притормаживаясь за счет контакта фрикционо в 35 с колпачком 37, переместится влево до упора в праховый диск 22, шлицы 23 войдут в зацепление с шлицами 24, что надежно зафиксирует конус 25 OI прово рачивания. B03никающие при этом осевые усилия передаются на диски
18, 19, чем и создается торможение корпуса втулки, Формула изобретения
Тормозная втулка заднего колеса велосипеда, содержащая каролус, неподвижную ось, винтовую обгонную муфту, включающую соединительный кон ус с установлен|ным на нем притормаживающим механизмом, фрикционы которого зафиксированы на соединительном конусе обхватывающей их деталью, и тормозное устройство, установленное на непод вижной оси, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения потерь на трение и упрощения технологии изготовления, ф рииционы выполнены .в виде Г-о бразных пластин, а обхватывающая их деталь — в виде уцругого кольца.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент Польши № 24705, кл. 631 9, 1937.
2. Патент Польши № 27838, кл. 631 9, 1939, 540762
gal. Ф
Рцг. У
Составитель В. Маринкина
Техред А. Камышникова Корректор Л. Орлова
Редактор А. Купрякова
Заказ 2876/3 Изд. № 1887 Тираж 830 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2



