Опорный узел
О П И С А Н И Е (п) 54007I
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВНДЕТЕДЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.11.75 (21) 2193233/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 25.12.76. Бюллетень № 47
Дата опубликования описания 07.02.77 (51) М. Кл. F 16С 32/04
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
P. Ю. Бансевичюс, К. М. Рагульскис, P-В. К. Улозас и А. Ю. Юркаускас
Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (71) Заявитель (54) ОПОРНЫЙ УЗЕЛ
Изобретение относится к приборостроению и может применяться, например, для осуществления подвески высокочувствительных роторов, узлов гироскопов.
Известна опора подвижного элемента, содержащая упруго смонтированные в корпусе соосные, зеркально расположенные опорные элементы (центры), входящие в отверстия упругой в осевом направлении ступицы подвижного элемента, имеющей О-образное поперечное сечение:(1).
В процессе работы ступица подворачивается вокруг неподвижных центров, что вызывает износ посадочных мест. Ступица, упруго деформируясь, обеспечивает плотный контакт трущихся поверхностей, исключая возникновение зазора между конической поверхностью центров и ступицы.
Однако у известной опоры значителен момент сопротивления вращению.
Цель изобретения — уменьшение момента сопротивления вращению за счет исключения
его постоянной составляющей.
Это достигается тем, что опорный узел снабжается источнико|м высокочастотного напряжения и подсоединенными к нему кольцеобразными пьезоэлементами с осевой поляризацией, закрепленными на наружных торцах опорных элементов, например, с помощью клея, при этом одна из обкладок каждого пьезоэлемента разделена, по меньшей мере, на три сектора, подсоединенные к источнику напряжения со сдвигом фаз, например на 120 .
На чертеже изображен общий вид опорного узла.
Подвижный элемент (ротор) 1 смонтирован на осях 2, вращающихся в опорных элементах
3, к наружным торцам которых приклеены
10 кольцевые пьезоэлементы 4 с осевой поляризацией. Одна из их обкладок 5 заземлена, а другая разделена на три одинаковых сектора
6, подсоединенных к источнику 7 высокочастотного напряжения со сдвигом фаз на 120 .
15 Опорный элемент 3 в месте образования узла его изгибных колебаний, которые могут быть рассчитаны по известным зависимостям, снабжен жестко соединенной с ним упругой мембраной 8, с помощью которой он монтируется
20 в корпусе 9.
Опорный узел работает следующим образом.
При подключении источника 7 трехфазного высокочастотного напряжения к обкладкам
25 пьезоэлементов 4, последние начинают колебаться. Причем колебание различных секторов 6 пьезоэлементов происходит с одной частотой, но с различной фазой, в результате чего концы опорных элементов 3, в которых
540071
Формула изобретения
Составитель И. Крылова
Редактор Л. Гребенникова Текред А. Камышникова Корректор Л. Котова
Заказ 2947/7 Изд. № 348 Тираж 1134 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 расположены оси 2, начинают двигаться по круговой траектории (в плоскости, перпендикулярной оси вращения) с круговой частотой, . равной частоте источника 7 напряжения.
Направление вращения конца опорного элемента 3, задаваемое соответствующим подключением секторов 6 к источнику 7 напряжения, должно совпадать с направлением вращения ротора 1. В этом случае на ось 2 со стороны опорного элемента 3 действует возмущающий момент, величина которого может быть подобрана регулированием величины напряжения источника 7 так, чтобы он не превышал постоянной составляющей момента сопротивления вращению опоры с отключенным источником напряжения. Так как направления возмущающего момента и момента сопротивления вращению противоположны, они вычитаются и, таким образом, на ротор 1 со стороны опорных элементов 3 не действуют постоянные составляющие моментов сопротивления вращению.
Опорный узел, содержащий упруго смонтированные в корпусе, соосные, зеркально рас5 положенные опорные элементы и установленный в них с возможностью вращения подвижный элемент, о тл и ч а ю щи и ся тем, что, с целью уменьшения момента сопротивления вращению, опорный узел снабжен источником
10 высокочастотного напряжения и подсоединенными к нему кольцеобразными пьезоэлементами с осевой поляризацией, закрепленными на наружных торцах опорных элементов, нагример, с помощью клея, при этом одна из об15 кладок каждого пьезоэлемента разделена, по меньшей мере, на три сектора, подсоединенные к источнику напряжения со сдвигом фаз, например на 120 .
Источник информации, принятый во внииа20 ние при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР № 385096, М. Кл F 16С 25,/02, 1970.

