Устройство для измерения момента проворачивания вала
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ш1 537269
Соаэ Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.09.75 (21) 2180452/10 с присоединением заявки Ке (23) Приоритет
Опубликовано 30.11.76. Бюллетень 1че 44
Дата опубликования описания 30.11.76 (51) M. Кл. G 011 3/00
G 011 5/24
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 531.781(088.8) (72) Авторы изобретения
В. И. Рытченко, А. А. Милушкин и Н. В. Деминцева (71) Заявитель Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА
ПРОВОРАЧИВАНИЯ ВАЛА
Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и может быть использовано для измерения и записи момента проворачивания вала двигателей на автомобильных и авторемонтных заводах, автотранспортных предприятиях и на станциях технического обслуживания.
Известные устройства для измерения момента проворачивания вала, выполненные на базе ведущего и динамического рычагов (1—
4), не обеспечивают требуемой точности замера момента проворачивания вала контролируемого двигателя.
Из известных устройств для измерения момента проворачивания вала наиболее близким по технической сущности является устройство для измерения и регистрации момента (1), содержащее ведущий рычаг с рукояткой, шарнирно соединенный и кинематически связанный через упругий элемент с динамометрическим рычагом с наконечником для установки соединительного звена, и записывающий механизм. Однако оно также не обеспечивает требуемой точности замера момента в зависимости от угла поворота вала контролируемого двигателя.
Цель изобретения — повышение точности измерения момента в зависимости от угла поворота вала контролируемого двигателя.
Это достигается тем, что в записывающий механизм введены грифель с пружиной, смонтированные на динамометрическом рычаге, и перемещаемая каретка с планшетом, установленная на ведущем рычаге, соединенная гибкой связью в виде струны с блоком рукоятки ведущего рычага и связанная с упругим элементом в виде пружины, закрепленной на ведущем рычаге.
На фиг. 1 и 2 показано устройство для из1р мерения момента проворачивания вала.
Устройство для измерения момента содержит ведущий рычаг 1 с рукояткой 2, соединенный шарниром 3 и распорной втулкой 4 с динамометрическим рычагом 5, на одном конце
15 которого закреплен наконечник 6 с квадратной головкой для установки соединительного звена к валу контролируемого двигателя, а»а другом конце динамометрического рычага 5— стакан 7 с упругим элементом, выполненным
20 в виде тарированной пружины 8, опирающейся на поршень 9 со штоком 10, шарнирно соединенным с ведущим рычагом 1, и записывающий механизм, включающий перемещаемую каретку 11 с планшетом 12 для бумаги.
25 установленную на ведущем рычаге 1 с возможностью перемещения с помощью гибкой связи в виде струны 13, соединенной с блоком
14 рукоятки 2, и возврата в исходное положение с помощью упругого элемента в виде пру30 жины 15, закрепленной на ведущем рычаге 1, 537269
3 грифель 16, вставляемый в отверстие 17 на динамометрическом рычаге 6, и прижимающую пружину 18.
Устройство работает следующим образом.
При перемещении рукоятки 2 в направлении стрелки А усилие от ведущего рычага 1 штоком 10 и поршнем 9 передается на динамометрический рычаг 5 через тарированную пружину 8. Одновременно с проворачиванием рукоятки 2 в направлении стрелки Б струна
13 наматывается на блок 14 и перемещает каретку 11 в направлении стрелки В. В зависимости от прилагаемого к рукоятке 2 усилия изменяется величина деформации пружины 8 и угол а между рычагами 1 и 5. Эти угловые перемещения записываются грифелем 16 на бланке планшета 12.
При одновременном линейном перемещении каретки 11 осуществляется запись момента прокручивания по углу поворота вала контролируемого двигателя.
По окончании замера планшет 12 вместе с бланком вынимается из каретки 11 и расшифровывается с помощью тарировочного графика пружины 8.
Использование устройства обеспечивает по сравнению с существующими устройствами требуемую точность замера момента в зависимости от угла поворота вала контролируемого двигателя.
Формула изобретения
Устройство для измерения момента проворачивания вала, содержащее ведущий рычаг с рукояткой, шарнирно соединенный и кинематически связанный через упругий элемент, выполненный в виде тарированной пружины, с динамометрическим рычагом с наконечником для установки соединительного звена к валу
1О и записывающий механизм, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения точности измерения момента в зависимости от угла поворота вала, в записывающий механизм введены грифель с пружиной, смонтированные на ди15 намометрическом рычаге, и перемещаемая каретка с планшетом, установленная на ведущем рычаге, соединенная гибкой связью в виде струны с блоком рукоятки ведущего рычага и связанная с упругим элементом в виде пру20 жины, закрепленной на ведущем рычаге.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авт. св. № 142461, кл. G Oll 5/24, 1961
25 (прототип).
2. Авт. св. № 436251, кл. G Oll 3/06, 1974.
3. Патент США № 2628497, кл. 73 — 139, 1952, 4. Патент США ¹ 3726134, кл. 73 — 139, Зо 1973.
637269
ыг, Составитель М. Базовкнн
Техред М. Семенов
Корректор 3. Тарасова
Редактор Т. Рыбалова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2547/5 Изд. № 1792 Тираж 1029 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


