Устройство для разгрузки генераторных агрегатов
11 535660
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Соииалистических респ||блик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.05.74 (21) 2021884/07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 15.11.76. Бюллетень № 42
Дата опубликования описания 18.11.76 (51) М. Кл. Н 02J 3/24
Государс |веикый комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621.316.72 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
О. Я, Нахимова, В. А. Сидоров и П, Ф. Степаненков (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГРУЗКИ ГЕНЕРАТОРНЫХ
АГРЕГАТОВ
Изобретение относится к области противоаварийной автоматики и может быть использовано для разгрузки генераторных агрегатов, в частности агрегатов судовых электрических станций.
Известно устройство, реализующее алгоритм разгрузки, в котором контакты токовых реле включены в схему разгрузки через цепи несоответствия положений переключателей управления автоматами и самих автоматов (1).
Известно также устройство для разгрузки, содержащее блоки для измерения напряжения и тока с пороговыми элементами, выходы которых соединены либо непосредственно, либо через элементы задержки времени с исполнительным блоком (2).
Длительность задержки сигнала в известных устройствах принимается в пределах от
0,25до 8 с.
Основными недостатками известных устройств разгрузки являются появление ложных сигналов в нормальных переходных режимах при длительности задержки менее 5 с, наличие отказов в функционировании при длительности задержки более 0,5 с из-за резкого снижения величины нагрузки, и, как следствие, нарушение устойчивости системы при большом снижении частоты или напряжения. Кроме того, надежность этих устройств зависит от регулирующего эффекта нагрузки по частоте и напряжению.
Для повышения надежности разгрузки судовых агрегатов в различных аварииных режимах, вызывающих в системе де1рицит мощности и связанное с этим нарушение устоичиволи судовых энергосистем, предлагаемое устроиство снаожено измерительным олоком
ЧаСТОТЫ С ПОРОГОВЫМ ЭЛЕМЕНТОМ На ВЫХОДЕ, логическими элементами И и И.|1И и элементами задержки, причем выход порогового элемента измеритсльнОГО Олока напряжения через элемент задержки подключен ко второму входу первого логического элемента И, выход порогового элемента измерительного олока частоты и выход порогового элемента измерительного олока полного тока подключены на входы Второго логического элемента И, выходы логических элементов И и выход пороГОВОГО элемента измерительноГО Олока пОлнОГо тока через элемент задержки подключены на входы логи еского элемента 1 ЫИ, выход
КОТОРОГО СВЯЗаН С ИСПО IНИТЕЛЬНЫМ ОЛОКОМ.
1-1а чертеже дана олок-схема описываемого устроиства.
b cTpoHc i r3o вкл|о !ает В с80Н пзмерптель 1
25 папрт|жеппя, пзмерп е lь 2 полно! О тока Ii пзме10111ель 5 1ас|0 1 ы, входы котОрых подк;IlочеНЫ K ОЛОКУ -1 ПитанпЯ, à IIX выХОДы свяЗанЫ
С ВХОДИМП ПОРОГОВЫХ ЭЛЕМЕНТО Π— .
1!ОрОГОВыи элезlеl|r б имеет трп незаВпспмых выхода, свидетельствующих о наличии перегрузки генератора по полному току.
535660
Первый выход элемента 6 и выход порогового элемента 7 подключены на вход логического элемента И, 8, выход которого соединен со входом логического элемента ИЛИ 9, а выход последнего — с исполнительным блоком разгрузки.
Второй выход порогового элемента 6 соединен с элементом 10 задержки, выход которого подключен на второй вход логического элемента ИЛИ 9.
Третий выход элемента 6 и выход элемента
5, соединенного с элементом 11 задержки, связаны со входом второго логического элемента И 12, а выход последнего подсоединен к третьему входу логического элемента 9, Кроме того, устройство содержит элементы
13 и 14 задержки с пороговыми элементами
15 и 16. Выходы элементов 13 и 14 задержки соединены с исполнительными блоками разгрузки.
Если при перегрузке генераторного агрегата частота вращения приводного двигателя снижается, то по достижении заданной уставки (критического значения) на выходе элемента 8 появляется сигнал на разгрузку по каналу частоты. Промежуток времени с момента перегрузки до момента появления сигнала на разгрузку определяется скоростью снижения частоты.
Схема соединений элементов 6 — 8 в предлагаемом устройстве позволяет применить в судовых энергосистемах разгрузку по частоте, которая ранее не применялась из-за возможного появления ложных сигналов в нормальных переходных режимах.
Если при перегрузке отклонение частоты не достигает критического значения, то разгрузка осуществляется по каналу тока. Ложных сигналов в нормальных переходных режимах не возникает, так как длительность задержки сигнала во много раз превышает длительность перетоков мощности.
Разгрузка по каналу напряжения осуществляется в тех случаях, когда отклонение частоты не достигает критического значения, а отклонение напряжения превышает установленный предел. Элемент 11 задержки исключает появление ложных сигналов при кратковременных (не более 1,5 с) отклонениях напряжения, допускаемых в нормальных переходных режимах.
5 Таким образом, предлагаемое устройство для разгрузки генераторных агрегатов обладает высокой надежностью и выполняет функции защиты судовых электростанций в аварийных режимах, связанных с дефицитом
10 мощности и нарушением устойчивости судовых энергосистем.
Формула изобретения
15 Устройство для разгрузки генераторных агрегатов, например, судовой электростанции, содержащее измерительные блоки напряжения и полного тока с пороговыми элементами на выходе, логический элемент И, к одному из
20 входов которого подключен выход порогового элемента измерителя полного тока, и исполнительный блок, осуществляющий отключение потребителей, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно 5 снабжено измерительным блоком частоты с пороговым элементом на выходе, логическими элементами И и ИЛИ и элементами задержки, причем выход порогового элемента измерительного блока напряжения через элемент задерж30 ки подключен ко второму входу первого логического элемента И, выход порогового элемента измерительного блока частоты и выход порогового элемента измерительного блока полного тока подключены на входы второго
35 логического элемента И, выходы логических элементов И и выход порогового элемента измерительного блока полного тока через элемент задержки подключены на входы логического элемента ИЛИ, выход которого связан
40 с исполнительным блоком.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авт. св. СССР Хо 265233, М. Кл. Н 02Н
45 7/06.
2. В. А. Семенов и др. «Основы автоматики энергосистем», пзд. «Энергия», 1968, стр. 387.
Составитель К. Фотина
Редактор А. Пейсоченко Техред М. Семенов
Корректор Л. Денискина
Заказ 2488/12 Изд. М 1753 Тираж 882 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2


