Устройство для определения скорости ветра
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ п 535510
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.01.75 (21) 2098459/10 с присоединением заявки Ме (23) Приоритет
Опубликовано 15.11.76. Бюллетень Ме 42
Дата опубликования описания 10.11.76 (51) М.|Кл. 6 01Р 13/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 531.767(088.8) (72) Автор изобретения
В. Ф. Макаров
Центральная аэрологическая обсерватория (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ВЕТРА
Изобретение может быть использовано в метеорологии, геофизике и авиации.
Известные комплексные системы, содержащие допплеровский измеритель скорости и сноса, гироцентраль, курсовую систему, датчики скорости ветра (1), отличаются низкой точностью определения вертикальной компоненты, что не позволяет использовать полученные значения в системах управления.
Известно также устройство для определения скорости и направления ветра, содержащее трехлучевой допплеровский измеритель скорости и сноса, датчики воздушной скорости и курса, индикаторы модуля скорости ветра и его метеорологического угла и вычислитель. Однако эти устройства не позволяют определять непрерывно вертикальную компоненту скорости ветра.
Для обеспечения непрерывного определения вертикальной компоненты скорости ветра в предлагаемом устройстве вычислитель выполнен одноканальным и снабжен последовательно соединенными синусно-косинусными преобразователями, схемой формирования и реверсивным счетчиком.
На чертеже представлена блок-схема описываемого устройства, содержащего допплеровский измеритель 1 скорости и сноса, датчик 2 истинной воздушной скорости, датчик 3 крена и тангажа, фотоэлектрические синуснокосинусные кодирующие устройства 4, 5, генератор б тактовых импульсов, схемы совпадения (схемы И) 7 — 23, схемы отрицания (схемы HE) 24 — 26, схемы объединения (схемы ИЛИ) 27 — 28, реверсивный счетчик 29, индикатор 30 вертикальной компоненты скорости ветра.
Устройство работает следующим образом.
1р При перемещении самолета допплеровский измеритель 1 по трем лучам выделяет допплеровские сигналы со средними частотами, которые несут в себе информацию о вертикальной компоненте абсолютной скорости самолета в связанной системе координат. На выходе датчика 2 вырабатываются импульсы с частотой, пропорциональной текущему значению истинной воздушной скорости. Датчик
3 крена и тангажа в принятой схеме отсчета
20 вырабатывает сигналы в виде углов поворота потенциометров, характеризующие крен и тангаж самолета.
Импульсы с выходов допплеровского измерителя 1, а также импульсы с выхода датчи.
25 ка 2 поступают на входы схем совпадения 7—
11, куда также с периодом в одну восьмую цикла заводятся сигналы о тригонометрических функциях углов крена и тангажа в виде строба с выходов фотоэлектрических синусно30 косинусных кодирующих устройств 4, .
535510
Значения частот, умноженные на строб синусной функции углов крена и тангажа, поступают последовательно через схемы совпадений 12 — 18 со сдвигом в одну восьмую цикла на реверсивный счетчик 29. Сдвиг в одну восьмую цикла между последовательностями импульсов на входе реверсивного счетчика 29 обеспечивается генератором 6 тактовых импульсов, вырабатывающим семь последовательностей тактовых импульсов, сдвинутых друг относительно друга на одну восьмую цикла.
Реверсивный счетчик 29 выполнен по схеме со сквозным переносом. Управление работой реверсивного счетчика 29 в режимах суммирования или вычитания осуществляется с помощью схемы формирования знака (СФЗ).
Установка счетчика в исходное положение осуществляется импульсом установки нуля («О» цикл), поступающим из генератора тактовых импульсов.
Двоичные коды записанных чисел с выхода реверсивного счетчика 29 поступают на индикатор вертикальной компоненты скорости ветра 30,. представляющий собой преобразователь код — аналог. Регистрация вертикальной компоненты скорости ветра производится в двоичном коде с выхода реверсивного счетчи5 ка 29.
Формула изобретения
Устройство для определения скорости вет10 ра, содержащее трехлучевой допплеровский измеритель скорости и сноса, датчик воздушной скорости и вычислитель, о т л и ч а ю щ ееся тем, что, с целью обеспечения непрерывного определения вертикальной компоненты скорости ветра, вычислитель выполнен одноканальным и снабжен последовательно соединенными синусно-косинусными преобразователями, схемой формирования и реверсивным счетчиком.
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе.
1. «Техническое описание системы РСБН—
5с», 1970.
Редактор С. Хейфиц
Составитель Ю. Мручко
Техред М. Семенов
Корректор Л. Орлова
Заказ 2357/8 Изд. 1Чв 1749 Тираж 1029 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография. пр. Сапунова, 2


