Центробежный насос
ОrI ИCА Н И Е 0. 533754
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (саз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свпд-ву (22) Заявлено 17.07,74 (21) 2044264/06 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 30.10.76. Бюллетень М 40 (51) М Кл Г04D 15/00
Государственный комите1
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.671.2 (088.8) Дата опубликования описания 01.12.76 (72) Авторы изобретения
С. И. Пресняков и М. М. Мухин (71) Заявитель (54) ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС
Изобретение относится к области насосостроения, а более конкретно к центробежным насосам изменяемого напора и расхода жидкости при постоянной частоте вращения рабочего колеса, Известен центробежный насос изменяемого напора, у которого давление на выходе может изменяться за счет дополнительного сопротивления входного клапана с регулируемым сечением. Центробежный насос содержит корпус с отражателем, размещенным против торцов лопаток рабочего колеса, и регулируемый грибковый клапан на входе насоса со штоком и поршнем, управляемым в зависимости от перепада давлений топлива па дроссельном кране устройства. (1)
Недостатком такого насоса является необходимость размещения на входе в насос дозирующего крава значительных габаритов и веса, требующего точного изготовления, что снижает надежность работы насоса и приводит к пульсации потока топлива на выходе из насоса.
Наиболее близким техническим решением является центробежный насос для подачи топлива в газотурбинный двигатель с измененным напором, на общем валу которого установлены центробежное рабочее и вихревое колеса. На входной магистрали установлен отсечной золотник, сообщающий магистраль подвода топлива с входом в рабочее колесо центробежного насоса, а полость дозированного топлива через отводную линию — с вихревым насосом, подключающимся в работу
5 при различных режимах работы двигателя. (2)
Недостатком такого центробежного насоса является его недопустимый нагрев при заполнении рабочего колеса топливом, в
10 связи с чем требуется дополнительная мощность двигателя для вращения насоса.
Цель изобретения — уменьшение потребляемой мощности и снижение подогрева топлива на малых расходах.
15 Это достигается тем, что в предлагаемом центробежном насосе в отражателе по диаметру основания рабочего колеса выполнены отверстия, сообщенные с обводной линией, а во входной магистрали установлен кран с
20 сервоприводом для закрытия входа в рабочее колесо при дозированном поступлении топлива.
На чертеже представлена конструктивная схема центробежного насоса.
25 Насос содержит корпус 1 с отражателем 2, имеющим отверстия 3, размещенные против торцов лопаток рабочего колеса 4. На входной магистрали 5 устаповлены кран б с сервоприводом 7 для закрытия входа в рабо30 чее колесо и отсечной золотник 8, управля533754
Формула изобретения
Каг аеда улаад левая засланюа
Составитель В. Бойцов
Текред 3. Тараненко Корректор T. Добровольская
Редактор Т. Горячева
Заказ 2320/!5 Изд. Ме 1717 Тира>к 830 Подписное,ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 емый давлением в выходной камере 9 и командным давлением от линии 10. Полость 11 дозированного топлива золотника сообщена с обводной линией 12, связанной через полость
13 между отражателем и корпусом с отверстиями 3 в отражателе.
Центробежный насос работает следующим образом.
При закрытом сервоприводом кране 6 толливо из входной ма-истрали 5 через полость
11 отсечного золотника 8, дозирующего необходимый расход, обводную линию 12, полость 13 перед отражателем 2 и отверстия 3 поступает к основанию рабочего колеса. Скорость прохождения топлива через отверстия
3 определяется количеством и диаметром отверстий и должна удовлетворять условию, чтобы поток тороплива, не успев достигнуть противо полож ной стороны отражателя 2, захватывался очередной лопаткой открытого рабочего колеса 4 и по ее радиусу поступал в выходную камеру 9 гдо слияния струи с жидким кольцом 1на периферии рабочего .колеса 4.
Давление топлива в выходной камере 9 и командное давление от линии 10 воздействует на поршень отсечного золотника 8, перемещением которого в зависимости от величины этого давления осуществляется автоматическая дозировка топлива неоольших расходов.
Центробежный насос, например, для питания топливом газотурбинного двигателя, содержащий корпус с отражателем, размещенным против торцов лопаток рабочего колеса, 10 и установленный на входной магистрали отсечной золотник, управляемый давлением в выходной камере, полость дозированного топлива которого сообщена с обводной линией, отл ич а ю щи и ся тем, что, с целью уменьГ5 шения потребляемой мощности и снижения подогрева топлива на малых расходах, в отражателе по диаметру основания рабочего колеса выполнены отверстия, сообщенные с обводной линией, а во входной магистрали
20 установлен кран с сервоприводом для закрытия входа в рабочее колесо при дозированном поступлении топлива.
Источники и нформации, принятые Во вни25 мание при экспертизе:
1. Патент Англии 1078762, F 1С, 1970.
2. Патент США 3576375, 415 — 18, 1971 (прототип) .

