Инерционный аккумулятор
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<п11 526740
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.11.74 (21) 2076642/28 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.08.76. Бюллетень № 32
Дата опубликования описания 06.10.76 (51) М Кл 2 F 16Н 33/08
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621-562(088,8) по делам изобретении и открытий (72) Автор изобретения
Н. В. Гулиа
Курский политехнический институт (71) Заявитель (54) ИНЕРЦИОННЫЙ АККУМУЛЯТОР
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах различных машин.
Известен инерционный аккумулятор, выполненный в виде расположенного в корпусе маховика с выводом вала маховика из корпуса через уплотнение, причем воздух из корпуса постоянно откачивается вакуум-насосом (1).
Такой инерционный аккумулятор имеет невысокие аэродинамические потери, однако он сложен по конструкции, требует постоянной работы вакуум-насоса, а кроме того, ухудшается условие работы подшипников из-за наличия вакуума.
Наиболее близким к описываемому устройству по технической сущности является инерционный аккумулятор, содержащий корпус, находящийся в нем маховик и охватывающий маховик промежуточный кожух, расположенный с зазорами относительно маховика и корпуса (2).
В этом инерционном аккумуляторе вследствие отсутствия вакуума в корпусе упрощается конструкция корпуса и уплотнений, однако недостатком этой конструкции является сло кность размещения промежуточного кожуха внутри неподвижного корпуса и, кроме того, имеется большое сопротивление вращению опор промежуточного кожуха.
Цель изобретения — уменьшение потерь на вращение опор промежуточного кожуха и упрощение конструкции.
Это достигается тем, что промежуточный кожух выполнен плавающим, поддерживаемым во вращающемся состоянии аэродинамическими силами, а зазор между маховиком и кожухом на 10 — 20% больше зазора между кожухом и корпусом.
На чертеже изображен описываемый инер1п ционный аккумулятор.
Аккумулятор состоит из неподвижного корпуса 1, находящегося в нем маховика 2 и охватывающего маховик промежуточного кожуха 3, расположенного с зазорами относитель15 но маховика и корпуса.
Зазор между маховиком и кожухом на 10—
20% больше зазора между кожухом и корпусом. Таким образом при неподвижном маховике 2 кожух 3 может качаться относительно
20 корпуса 1, а не маховика 2.
Маховик сидит в корпусе на подшипниках
4. Промежуточный кожух изготовляется из тонкого листового материала с гладкой поверхностью, антпфрикционными свойствами и
25 малой плотностью, например пластмасс-фторопластов, полиамидов, полистирола и стеклопластиков. Промежуточный кожух 3 собирается на маховике при монтаже инерционного аккумулятора, например, привариванием или
3р приклеиванием одной пли двух щек и цилинд526740
Состашггсли А. Машкин
Тскрсд В. Рыбакова
1;оррскторы: В. Йод и В, Яковлева!
Рс1актор О. Юркова
Заказ 2010/11 Изд. № 1601 Тираж 1!34 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, нр. Сапунова, 2 рической поверхности кожуха, исходя из требований его прочности на разрыв от центробежных сил. Наружная поверхность маховика 2 и внутренняя поверхность корпуса 1 должны быть отполированы или покрыты гладким покрытием.
При вращении маховика 2 с малой скоростью промежуточный кожух 3 не принимает участия в снижении аэродинамических сопротивлений, оставаясь неподви>кным и касаясь корпуса 1. При достижении маховиком 2 определенной скорости кожух 3 «вывешивается» под действием повышенного давления в периферийной зоне, вызванного аэродинамическими силами, не касаясь ни маховика 2, ни корпуса 1.
При высокой скорости маховика положение промежуточного кожуха устойчиво и для нарушения его требуются большие усилия.
Кожух 3, увлекаемый аэродинамическим потоком маховика 2 и тормозимый трением его наружной поверхности о воздух, вращается с половинной скоростью маховика, уменьшая аэродинамические сопротивления маховика в 4 раза.
Описываемый аккумулятор эффективен для установок с длительным вращением и малым числом разгонов и торможений маховика в широком диапазоне скоростей.
5 Формула изобретения
Инерционный аккумулятор, содержащий корпус, находящийся в нем маховик и охватывающий маховик промежуточный кожух, 10 расположенный с зазорами относительно маховика и корпуса, отличающийся тем, что, с целью уменьшения потерь на вращение опор промежуточного кожуха и упрощения конструкции, промежуточный кожух выпол15 нен плавающим, поддерживаемым во вращающемся состоянии аэродинамическими силами, а зазор между маховиком и кожухом на 10—
20% больше зазора между кожухом и корпусом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе. (1) Патент Великобритании № 728122, кл. 10Н, 1973.
25 (2) Н. В. Гулиа «Инерционные аккумуляторы энергии», Воронеж, ВГУ, 1973, с. 33.

