Соединение вала с охватывающей его деталью
iп1 5I77I6
ОЛИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
0вюз 0оветских
Сони лис:ические
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.01.75 (21) 2094002/27 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 15.06.76. Бюллетень Ме 22
Дата опубликования описания 02.08.76 (51) .Ч. 1 л Г !60 1, 08
Гасудавстсеинмй комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.2 (088.8) (72) Авторы изобретения К. М. Овчинников и В. Ф. Сурыгин (71) Заявитель Проектно-конструкторское бюро Главного управления речного флота при Совете Министров Белорусской ССР (54) СОЕДИНЕНИЕ ВАЛА С ОБХВАТЪ|ВАЮЩЕй ЕГО ДЕТАЛЬЮ
Формула изобретения
Изобретение относится к области машиностр оения.
Известно соединение вала с обхватывающей его деталью с помощью призматической шпонки, контактирующей одной гранью с лыской на валу, а двумя другими с обхватывающей деталью. Недостатком такой конструкции является ненадежность соединения вала с обхватывающей его деталью.
Цель изобретения — обеспечение надежного соединения с неразъемной деталью, создание са мотор можения во взаимодействующих деталях и улучшение эксплуатационных качеств конструкции. Для этого в описываемом соединении лыска на валу и контактирующая с ней грань призматической шпонки выполнены с уклонами, имеющими взаимно противоположное направление, тангенсы углов уклона лыски вала и грани шпонки меньше коэффициента трения скольжения материала шпонки и вала, а углы уклонов составляют
2 — 6 .
На чертеже показано описываемое соединение.
Соединение вала 1 с обхватывающей его деталью 2 осуществлено с помощью призматической шпонки 3, установленной в пазу а детали. Шпонка имеет в сечении форму трапеции, обращенной верхним основанием к периферии. Ее боковые грани расположены по касательной к окружности вала на половине длины его посадочной шейки. Грань 4 имеет уклон 5, угол которого выбран в пределах 2в
6, На валу выполнена лыска 6, имеющая ук5 лон, угол которого выбран в тех же пределах, что и угол уклона 5, но противоположного направления. Глубина лыски на половине длины посадочной шейки вала равна 1/9 его диаметра, а высота шпонки на этой же длине
10 равна 2/9 его диаметра. Вал и шпонку можно изготовить из материала одной марки.
Сборку соединения производят так, что шпонка боковыми гранями контактирует с боковыми гранями паза а детали, а гранью 4
15 прижимается к лыске вала, При ремонте с целью ликвидации зазора между боковыми гранями шпонки и деталью, образовавшегося в процессе эксплуатации, шпонку принудительно перемещают вдоль осн
20 вала по направлению Б.!. Соединение вала с обхватывающей его
25 деталью с помощью призматической шпонки, контактирующей одной гранью с лыской на валу, а двумя другими с обхватывающей деталью, отличающееся тем, что, с целью надежного соединения с неразъемной деталью, 30 лыска на валу и контактирующая с ней грань
517716 :,Ф
Составитель И. Дьяков
Техред А. Камышиикова
Корректор Л. Дзесова
Редактор Т. Юрчикова
Заказ 1627 8 Изд. № 1477 Тираж 1134 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4, 5
Типография, пр. Сапунова, 2 призматической шпонки выполнены с уклонами, имеющими взаимно противоположное направление.
2. Соединение по п. 1, отлич аю шее ся тем, что, с целью самоторможения и улучшения его эксплуатационных качеств, тангенсы углов уклона лыски вала и грани шпонки меньше коэффициента трения скольжения материала шпонки и вала, а углы уклонов со5 ставляют 2 — 6 .

