Топливная композиция
О П И С А Н--И- - Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советскик
Социалистическин
Республик
Г
1, (111 5148S6
К ASTOPCKOMY СВИДЕтИЛЬСтВЮ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено17.12.74 (21) 2083891/04 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано25.05.76.Бюллетень № 19 (45) Дата опубликования описания 28.07.77 (51) М. Кл
С 10 1, 1/18
Государственный комнтет
Совета Ннннстроа СССР оо делам нзооретеннй н открытнй (53) УДК 665 75 (0RR. R) (72) Автор. изобретения
А, Д. Мальцев (71) Заявитель (54) ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИБИЯ
Изобретение относится к топливным композициям на основе углеводородного топлива с добавлением присадок, снижающих токсичность отработавших газов двигателей внутреннего сгорания.
Известйа топливная композиция на основе углеводородного топлива с добавлением антитоксичной присадки — смеси монотерпеноидов и терпентинного масла.
Однако присадка в известной композиции недостаточно эффективно снижает токсичность выхлопных газов.
Целью изобретения является снижение токсичности отработавших газов, а также расхода топлива.
Поставленная цель достигается эа счет гого, что топливная композиция в качестве присадки содержит кубовый остаток перегоцки сульфатного скипидара-сырца в количестве 0,05-0,5 весЛ.
Кубовый остаток от перегонки сульфагного скипидара-сырца состоит из 35-489 терпеновых спиртов, главным образом с -терпинеола, 25% терпенов (терпинолен, дипентен, лимонен), 20 т сесквитерпенов
2 (oG -кадинен, сс -фарнеэен, ос, -бисаболен) и 0,18% сернистых соединений {меркаптаны) в пересчете на элементарную серу, Кубовые остатки or перегонки сульфат ного скипидара очень дешевые и нетоксичные. Предлагаемую топливную композицию испытывали на серийно выпускаемом одноцилиндровом двухтак гном дизель-генерато» ре 1QM12T мощностью 7,6 квт при
1500 об/мин коленчатого вала в режиме
50% эффективной мощности при введении в топливо указанной присадки в количествах, вес. 96: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5.
Пример . Две топливные емкости, 15 параллельно подключенные к топливной системе дизель-генератора 1 QM12T, заполняют соответственно стандартным топливом марки ДЛ (дизельное летнее) и топливной композицией.
20 Для испытания подготавливают четыре топливные композиции, отличающиеся друг
or друга содержанием кубового остатка
or перегонки сульфатного скипидара-сырца, равным в каждой композиции последователь25 но, вес. %: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5, а также
514886 содержанием углеводородного топлива, сос» тавпяющим дополнительную до 100 вес. % часть в каждой композиции. Топливные коч-< позиции приготавливают путем введения в топливо соответствующего количества указанной присадки и растворения ее в нем путем механического помешивания.
Дизель генератор . работает вначале на стандартном топливе, потом его переводят на работу на топливной композиции в режиМе 50% аффективной мощности. При работе двигйтеля на каждом топливе после era бнпизации температуры охлаждающей воды, масла, отработавших газов, расхода тошщВа и 10-минутной выдержки установившегося режима производят отбор сажевых и газовых проб и измерение перечисленных параметров работы двигателя.
ИаГрузку на дизель-генератор осуществ1иют с помощью реостата и фиксируют ее по приборам. Расход топлива определяют обьемным .способом. Температуру отра ботавших газов измеряют термопарой. Пробы на сажу отбирают методом внешней фильтрации на абсолютные фильтры с последующей обработкой их весовым способом.
Пробы на окись углеводорода отбирают .в резиновые камеры с последующей обработкой их на хроматографе. Пробы на альдегиды и окислы азота отбирают в вакуумированные емкости. Концентрацию альдегидов
10 определяют по их реакции с фуксинсернистой кислотой колориметрическим спосбом, а окислов азота - фотоколориметрическим способом при помощи реактива Грисса-ИпосВаяе
1з Эффективность снижения токсичности or работавших газов двигателя при сжатии в нем предлагаемой топливной композиции вместо снадартного топлива приведена в таблице, где в числителе указаны усреднен
20 ные данные из 5 опытов при работе его на стандартном топливе, а в знаменателе— на топливной композиции. На каждый токсичный компонент отбирают по 5 проб. х (л с
l л л с с
Я с с "л с о1 Х с
c c с о
СС ос о о с
АСС о с
С С ч
l сс
c =л х
+ r
"-. с с с с х
«! х
L. с
r «С -. м
Г <." »
-о
И О ос
С: цу х
= с л у н ° ее Ч о
8 о о ф а о ф
0 д л
K е
3$
Ц
Ф д е ° о с о >. о л
Ф о о
И л
3И
3 о
"5g
Р K. о л
Я л
v
514886 т
r . Ч
5148
Данные, приведенные в таблице, показывают, что при работе двигателя на предлагаемой композиции при 50%-ной нагрузке и в завиоимости от количества вводимой и топливо присадки количество сажи, апьд гидов и окислов азота уменьшается соответственно на 25,8-40,3%; 37,5-95,89о и 21,1-55% и практически не впияег на выделение окиси углерода, а также снижаемся часовой расход топлива на 1,5-3,5%. щ
При этом топливовпрыскивающая аппаратура функционирует нормально и нег случаев выхода иэ строя клапанов. Оптимальная добавка кубового остатка or перегонки сульфагнОго скипидара-сырца равняется 0,05О,2 весЛ и при дальнейшем увеличении
86
8 ее количества снижается эффекгивносгь очистки отработавших газов. Наиболее эф. фекгивна топливная композиция при содержании в ней 0,2 весЛ присадки.
Фо рмула изобре гения
Т Опп явная кемп Озиция н& Ос нове угле водородного топлива с добавлением присадки, о т л и ч а ю m а я с я тем, что, с цепью снижения токсичности отработавших газов, а также расхода топлива, композиция содержит в качестве присадки кубовый остаток перегонки с льфатного скипидарь-сырца в количестве 0,05-0,5 весЛ.
Составитель Н. Богданова
РедактоР О. КУэнецова ТехРед 3 фанта КоРРектоР Л, ВеселовскаЯ
Заказ 1446/77 Тираж 629 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4



