Пара трения

 

O=A- ::ÈÆ -:Мв.Н И Е

Союз Советских

Социалистических

Республик (it) )504513

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 30.03.73(2) ) 1800405125-ф (23) Приоритет — (32) 23. 05. 72 (51) М. Кл.

Г 16 ) 15/32

Гааударатавнный камнтат

Савета Мнннатрае СССР

an данам наааретвннй н еткрытнй (31) ФРГ 16j i163142 (ЗЗ) ГДР (43) Опубликовано 25.Сй.76pюллетеqь № (45) Дата опубликования опнсання06.04.76 (53) УДК

62-762. 6 (088. 8) Иностранец

Курт Грерих (ГДР) (72) Автор изобретения

Иностранное, предприятие

«Ф ЭБ Гуммикомбинат Берлин (71) Заявитель (ГЙР) (54) ПАРА ТРЕНИЯ

Изобретение относится к уплотнительной технике.

Известны уплотнения подвижных соединений, в которых на контактной поверхнос-. ти одной из деталей, образующих пару тре ния, выполнен рельеф, создающий гидроди,намическое поле, препятствующее протечке уплотняемой среды.

Однако значительное контактное давление и недостаток смазки в зоне трения приво- та

1дят к повышенному износу трущихся поверх-.

,ностей.

Цель изобретения — повышение долговеч-! ности конструкции. Йля этого рельеф4выйол-" 15 ,:нен. в виде наклонных ромбических в основании усеченных пирамид, расположенных иа поверхности несколькими ступенями сим метрично относительно продольной оси таким образом, что передние грани каждой щ ! пирамиды приблизительно перпендикулярны ,:ее основанию, а противоположные наклонны к нему и образуют с контактной поверхностью ответной детали клиновой зазор, су живающийся к верхнему основанию.

Такое выполнение рельефа на рабочей поверхности одной иэ деталей, образующих .:пару трения, позволяет получить не только .гидродинамическое поле, препятствующее протечке, но и несущую пленку смазки, обес печивающую жидкостное трение в паре и тем

;самым повышающую ее долговечность.

На кольцевомт участке контактной поверхности со стороны уплотняемой полости рель:.,еф может быть выполнен в виде призм, образованных равнобедренными треугольниками, обра|ценнымн к уплотняемой среде основаниями, равными большей диагонали верхних оснований пирамид основного рельефа. В этом случае рельеф работает как осевой импеллер со встречными винтовыми на1, резками разной длины.

На фиг. 1 изображена опись|ваемая пара трения; не фиг. 2 — развертка поверхности с репьефом; на фиг. Э - развертка репъеф:,ной поверхности с призмами на кольцевом участке со стороны уплотняемой полости.

На контактной поверхности манжеты 1, 504513 образующей с ответной деталью 2 пару трения, выполнен рельеф в виде наклонных ром бических в основании усеченных пирамид 3.

Передние грани 4 каждой пирамиды перпендикулярны ее основанию, а противоположные

5 наклонны к нему и образуют с поверхностью ответной детали клиновые зазоры 6.

На кольцевом участке контактной поверх ности со стороны уплотняемой полости p6- льеф выполнен в виде призм 7, образованных равнобедренными треугольниками, обращенными к уплотняемой среде основаниями

8, равными большей диагонали верхних ос нований 9 пирамид основного рельефа. б

При вращении вала передние грани пирамид рельефа, работая как осевой винтовой импеллер, создают противодавление протечке уплотняемой среды, а клиновые _#_ зазоры между наклонными гранями пирамид и поверхностью ответной детали создают несущую пленку смазки, снижающую контактное давление и обеспечивающую режим жидкостного, трения в паре, что повышает ее долговечность.

Формула изобретения

1. Пара трения, преимущественно для уплотнений вращательного движения, одна из контактных поверхностей которой выполнена с рельефом, создающим .гидродинамическое поле„ о т л и ч а ю щ а я - с я тем, что, с целью повышения долговечности, рельеф выполнен в виде наклонных ромбических в основании усеченных пирамид, расположенных на поверхности несколькими ступенями.лимметпично относительно про1ольной оси таким образом,. что передние грани пирамиды приблизительно перпендикулярны ее основанию, а противополох ные на клонны к нему и образуют с контактной поI верхностью ответной детали клиновой зазор, суживающийся к верхнему основанию.

2. Пара трения по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что на кольцевом участ ке контактной поверхности со стороны уплотняемой полости рельеф выполнен в виде призм, образованных равнобедренными треугольниками, обращенными к уплотняемой среде основаниями, равными большей диаго пали ромбических поверхностей основного рельефа.

504513

Составитель Г. Шуренко

Редактор Е. Гончар Техред А. Демьянова Корректор И. Гоксич

Заказ 141 Тираж 1 131 Подписное

Е(НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

1 1 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101

Пара трения Пара трения Пара трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения устройств в машино- и арматуростроении

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации вращающихся валов, работающих в условиях, характеризующихся высокой скоростью вращения вала, значительным его динамическим эксцентриситетом, повышенными давлением и температурой герметизируемой жидкости, повышенными требованиями к чистоте окружающей среды

Изобретение относится к уплотнительной технике и находит широкое применение в машиностроении

Изобретение относится к щелевым уплотнениям соединений с возвратно-поступательным движением, используемым в источниках жидкости высокого и сверхвысокого давления, при котором деформация сопряженных деталей существенным образом влияет на герметичность соединения

Изобретение относится к области общего машиностроения и предназначено для уплотнения подвижных соединений с целью предотвращения утечки масла из корпусов машин и узлов и для защиты внутренних полостей от внешних воздействий (проникновения пыли, грязи, влаги)

Изобретение относится к уплотнениям, разделяющим зону взаимодействия различных физических сред, относительно подвижной поверхности вала и статически замкнутого базового пространства, способствующего соосному удержанию вала относительно поворотных элементов в течение заданного периода эксплуатации

Изобретение относится к области машиностроения (детали машин)
Наверх