Винтроторный ветродвигатель
СССР
Класс 88 с, 3„ 9 57652
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зарегистрировано в Бюро изобретений
В. 3. Яценко.
Вингроторный ветродвигат
Заявлено 3 апреля 1938 года в НКЗем за
Опубликовано 31 августа 1940 года.
Уже предлагались ветродвигатели, выполненные в .виде колес, снабжен- ных, вместо лопастей, вингроторами, соединенными с коническими зубча- тыми или фрикционными колесами, предназначенными для передачи глав- ному валу колеса добавочного крутя-, щего момента, вызываемого враще- нием отдельных винг роторов около, своих осей. Вингроторный ветродвигатель того же типа, по изобретению, отличается тем, что его взаимодей-, ствующее с шестернями стдельных роторов опорное зубчатое колесо установлено поворотно на главном валу и снабжено тормозным диском, предназначенным для регулирования числа оборотов главного вала, вращающегося противоположно опорному зубчатому колесу.
На чертеже фиг. 1 изображает вид сбоку примерной формы выполнения вингроторного ветродвигателя по изо бретению, а фиг. 2 — вид его спереди, т. е. со стороны вингроторов.
На главном валу 1 укреплены несколько осей 2, например, четыре, несущие поворотно на них насаженные вингроторы 8 общеизвестного типа
Савониуса.
Каждый из .роторов 8, поворотных (на осях 2, на конце, обращенном к валу 1, имеет жестко с ним соединенную коническую шестерню 4. Все шестерни 4 сцеплены с опорным зубчатым колесом 5, насаженным жестко на конец втулки 6, опирающейся на вал 1 помощью шарикоподшипников, т. е. установленной на валу 1 поворотно. Втулка 6 поддерживается шарикоподшипниками стоек 7 — 8.
На втулке 6 укреплен тормозной диск 9, допускающий взаимодействие с соответствующими колодками. При затормаживании диска 9 втулка 6 и зубчатое колесо 5 неподвижны. Если же диск 9 не заторможен, то втулка б вместе с зубчатым колесом 5 может вращаться от шестерен 4 в сторону, обратную вращению главного вала I. На последнем жестко укреплена шестерня 10, предназначенная для передачи вращения исполнительному механизму. На втулке 6 также имеется шестерня I l, предназначенная для соединения с дополнительным исполнительным механизмом. Свободный конец главного вала 1 поддерживается подшипником стойки 12. Стойки 7 — 8 и 12 укреплены к платформе
18, поворотной около вертикального вала 14 и опирающейся на ролики или шарики 15, расположенные в кольце- ставляют для двигателя, по изобретевых выемках платформы 18 и опоры нию, опасности, таккакдавлениеветра
1á. Платформа 18 вместе с механиз- на оси 2, благодаря эффекту Магнуса, мами, на ней находящимися, заключена . в значительной мере ослабляется, а в кожух 17 обтекаемой формы. На,,вращение вингроторов 8 заставляет противоположном роторам 2 конце ко- быстрее вращаться главный вал 1, жуха 17 укреплен руль 18, устанавли- причем число его оборотов, как уже вающий кожух по ветру. объяснено, можно легко регулировать.
При ветре, направленном по стрел- При больших скоростях ветра можно кам на фиг. 1, и при заторможенном также устроить приспособление, автоматически разобщающее шестеренки 4 от вингроторов 8, и таким образом главный вал будет вращаться в этом случае исключительно благодаря эффекту Магнуса. диске 9 вингроторы 8 будут вращаться на своих осях 2, как показано стрелками на фиг. 2, вследствие чего вал 1 будет вращаться против часовой стрелки (фиг. 2), так как конические ше-, стеренки 4 покатятся по опорному 1 зубчатому колесу б. В этом же напра- редмет изо ретения. бр влении будет вращаться вал 1 и под действием эффекта Магнуса, который Вингроторный ветродвигатель, в ковознккнет, когда скорость вращения тором для передачи добавочного круГсспланиздат
М 28332
Отв. редактор П. В. Никитин Техред А. И. Xpom
Тип. «Печатный Двор>, зак. № 518/2 — 460 вингроторов 8 достигнет определенной величины. Когда скорость ветра будет очень большой и ветродвигателю может грозить разнос, можно освободить диск 9, и тогда начнет вращаться в обратную сторону опорное зубчатое колесо Б вместе с втулкой; в результате число оборотов вала
1 снизится. Для управления колодками тормозного диска 9 может быть применен центробежный регулятор, при.водимый в движение от главного вала 1. Ветры большой силы не предтящего момента от вингротора к главному. валу применено опорное зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с роторными шестернями, отличающийся тем, что опорное зубчатое колесо 5 установлено с возможностью вращения вокруг главного вала и соединено втулкой б с тормозным диском 9, предназначенным для регулирования числа оборотов главного вала, путем торможения опорного зубчатого колеса 5, вращающегося в противоположную сторону.

