Устройство жидкометаллического токосъема турбогенератора
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i i) 4 98677
Сома Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.04.74 (21) 2017462/24-7 с присоединением заявки Хе (51) М. Кл. - Н 01R 39/30
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 05.01.76. Бюллетень М 1
Дата опубликования описания 22.03.76 (53) УДК 621.313.047. .69 (088.8) (72) Автор изобретения
Ф. P. Коренцвит (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ЖИДКОМЕТАЛЛИЧЕСКОГО
ТОКОСЪЕМА ТУРБОГЕНЕРАТОРА
Гасударственный комитет (23) П
Изобретение относится к конструкциям токосъема ротора турбогенераторов большой единичной мощности.
Известны устройства жидкометаллического токосъема турбогенераторов, содержащие вращающиеся контактные кольца, установленные на валу, и охватывающие их контактные кольца с уплотнениями, расположенные в герметичном корпусе, снабженном торцовым уплотнением вала, вкладыш которого прижат к упорному диску вала.
С целью повышения надежности в предлагаемом устройстве охватывающие контактные кольца установлены в корпусе с возможност; .о их перемещения вдоль оси вала и соединены с вкладышем торцового уплотнения вала.
На чертеже изображено устройство жидкометаллического токосъема турбогенератора, продольный разрез.
На валу 1 турбогенератора установлены вращающиеся контактные кольца 2, соединенные с токоподводом ротора 3. Вращающиеся контактные кольца 2 охвачены контактными кольцами 4. Кольца 2 и 4 образуют в радиальном зазоре токопередающую камеру 5. С торцов к вращающимся контактным кольцам 2 примыкают торцовые лабиринтные уплотнения 6, выполненные на контактных кольцах 4.
Контактные кольца 4 электрически изолированно закреплены в обойме 7. Обойма 7 опирается на герметичный корпус 8 через роликовые опоры 9, обеспечивающие подвижность обоймы 7 в направлении оси вала 1.
К корпусу 8 герметично прикреплено торцо5 вое масляное уплотнение 10 вала, состоящее из подвижного в осевом направлении вкладыша 11 и корпуса уплотнения 12. Вкладыш 11 прижат давлением масла, подаваемого в камеру 13, к упорному диску 14 вала 1.
10 Обойма 7 соединена с вкладышем 11 при помощи шпилек 15 и втулок с пальцем 16.
Контактные кольца 4 электрически соединены с герметичными выводами 17, установленными на корпусе 8.
15 При работе турбогенератора герметичный корпус 8 заполняется инертным газом, например, аргоном или азотом, под некоторым избыточным давлением, предотвращающим окисление жидкого металла. Торцовое масляное уп20 лотнение 10 вала благодаря прижатию вкладыша 11 к упорному диску 14 вала 1 и подаче уплотняющего масла позволяет поддерживать необходимое давление инертного газа в корпусе 8.
25 В токопередающую камеру 5 подается из системы циркуляции жидкий металл, который обеспечивает электрический контакт между контактными кольцами 2 и 4.
Торцовые лабиринтные уплотнения 6 пре30 пятствуют выходу жидкого металла из токопе498677
Предмет изобретения
Составитель М. Кузнецова
Техред T. Курилко Корректор Л. Денискина
Редактор Н. Петрова
Заказ 428/17 Изд. № 172 Тираж 980 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр, Сапунова, 2 редающей камеры 5 и его разбрызгиванию.
При осевых перемещениях вала 1 турбогенератора вместе с ним перемещается вкладыш 11 торцового уплотнения 10. Перемещение вкладыша 11 через втулки с пальцем 1б и шпильки
15 передается обойме 7 с контактными кольцами 4.
Таким образом, контактные кольца перемещаются в осевом направлении синхронно с валом, что позволяет выполнить зазоры в торцовых лабиринтных уплотнениях б токосъема достаточно малой величины и обеспечить устойчивую и надежную работу устройства жидкометаллического токосъема.
Устройство жидкометаллического токосъема турбогенератора, содержащее вращающиеся
5 контактные кольца, установленные на валу, и охватывающие их контактные кольца с уплотнениями, расположенными в герметичном корпусе, снабженном торцовым уплотнением вала, вкладыш которого прижат к упорному ди10 ску вала, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, охватывающие контактные кольца установлены в корпусе с возможностью их перемещения вдоль оси вала и соединены с вкладышем торцового уплотнения
15 вала.

