Антифрикционный сплав для подшипников скольжения
нн 498347
ОЛИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскнк
Социалистических
РеснтИик
РТИ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.06.73 (21) 1933712/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 05.01.76. Бюллетень № 1
Дата опубликования описания 07.05.76. (51) М. Кл, С 22С 21/04
Государственный комитет
Совета ввнннстрав СССР ло делам изобретений н открытий (53) УДК 621.762.34.621. .822.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
Н, Д. Назаренко, А. И. Юга, Н. И. Власко, П. В. Трушко, С. Г. Тресвятский и Л. Ф. Колесниченко
Ордена Трудового Красного Знамени институт проблем материаловедения АН Украинской ССР (71) Заявитель (54) АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ ДЛЯ
ПОДШ И П Н И КО В СКОЛ Ь)КЕН ИЯ
Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения.
Известны антифрикционные сплавы для подшипников скольжения на основе ситалла, содержащие в качестве металлической добавки медь.
Однако при работе в вакууме и на воздухе при повышенных скоростях скольжения долговечность этого сплава уменьшается.
Цель изобретения — увеличение долговечности в условиях трения на воздухе и в вакууме без смазки.
Эта цель достигается тем, что описываемый сплав содержит в качестве металлической добавки оловянную бронзу при следующем соотношении компонентов (в вес. %): ситалл
60 — 90, оловянная бронза 10 — 40.
При этом оловянная бронза содержит (в вес. %): 90 — 92 меди и 10 — 8 олова.
Описываемый сплав можно получить методом порошковой металлургии по следующей технологической схеме.
Исходный материал ситалл- измельчают в шаровой мельнице до величины зерна менее
60 мк. Порошок ситалла смешивают с порошком оловянной бронзы в соотношении, указанном выше, до получения однородной смеси и подвергают горячему прессованию при 900 С
5 в течение 2 час, после чего производят известным способом термообработку по ступенчатому тепловому режиму.
Формула изобретения
10 1. Антифрикционный сплав для подшипников скольжения на основе ситалла, содержащий металлическую добавку, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью увелнчения долговечности в условиях трения на воздухе и в
15 вакууме без смазки при повышенных скоростях, он содержит в качестве металлической добавки оловянную бронзу при следующем соотношении компонентов (в вес. %): ситалл
60 — 90, оловянная бронза 10 — 40.
20 2. Сплав по п. 1, отличающийся тем, что оловянная бронза содержит медь и олово в следующих соотношениях (в вес. %):
Медь 90 — 92
Олово 10 — 8
