Активизированная система стабилизации скоростных судов на курсе


B63B39B63H7 -

 

1п1 498207

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

+Icyò ЗНртт

7но-то„, Р.4 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.01,73 (21) 1866242/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05,01.76. Бюллетень № 1

Дата опубликования описания 08.04.76 (51) Р Кл.з В 63В 39/00

В 63Н 7/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР ï Лелем изобретений н открытий (53) УДК 629.12:532.5. .075.014.6 (088.8) (72) Автор изобретения

С. А. Руденко (71) Заявитель (54) АКТИВИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ

СКОРОСТНЫХ СУДОВ НА КУРСЕ

Изобретение относится к судостроению.

Известны акти визированные системы стабилизации скоростных судов на курсе, содержащие несколько путевых стабилизаторов, четное количество двигателей, расположенных симметрично относительно диаметральной плоскости судна, и воздухоприемные тракты двигателей.

Однако у известных систем увеличена площадь стабилизаторов, что ведет к увеличению весовой нагрузки судна и сопротивления его движению.

Цель изобретения —,повышение устойчивости судна на курсе, Для этого в предлагаемой системе стабилизации воздухоприемные тракты двигателей правого борта расположены на левых плоскостях ста билизаторов, а тракты двигателей левого борта — на правых.

На фиг. 1 изображено предлагаемое судно, снабженное активизированной системой стабилизации на курсе, вид сбоку; на фиг. 2— то же, вид сверху; на фиг. 3 — вид сбоку на кормовую часть судна с одним путевым .стабилизатором; на фиг. 4 — разрез по А — А на фиг, 3; на фиг. 5 — схема, поясняющая возникновение стабилизирующего эффекта описываемой системы.

Входы в воздухоприемный тракт 3 располагаются на тех поверхностях стабилизаторов, которые обращены в сторону диаметральной плоскости судна. Воздух для работы двигателей правого борта поступает через обращенные в сторону левого борта поверхности ста5 билизаторов, а для двигателей левого борта— через соответствующие поверхности, обращенные в сторону правого борта.

С истема стабилизации стабилизатора состоит из стабилизаторов 1, расположенных

10 в диаметральной плоскости судна, двух турбореактивных двигателей 2, расположенных побортно симметрично диаметральной плоскости, и их воздухоприемных трактов 3. Вход в тракт прикрыт жалю15 зями 4, направляющими воздушный поток и защищающими двигатель от возможного попадания морской воды. Оба тракта 3

«скрещиваются» не пересекаясь. Стрелками на фигуре З,показан путь воздуха к соответ20 ствующим двигателям 2.

Можно использовать нечетное количество стабилизаторов и размещать двигатели вне ста бил из а торов.

25 В о писываемой системе должно быть четное количество двигателей и располагаются они симметрично диаметральной плоскости судна. При этом предполагается, что центр тяжести судна располагается в диаметральной

30 плоскости судна или приблизительно в диа489207

15 0 о,0

65 медальной плоскости судна, как это обычно бывает в практике судостроения.

При прямом д вижении судна воздушный поток «набегает» .на профиль стабилизаторов

1 прямо и аэродинамическое давление .на их поверхностях распределяется симметрично хорде профиля. Оба двигателя 2 с точки зрения внешних факторов работают в одинаковых условиях, имеют одинаковое сопротивление (разрежение) воздуха на входе в двигатель, следовательно, развивают одинаковую мощность и соответственно их движители создают одинаковую тягу (упор).

При возникновении по какой-либо случайной причине дрейфа судна (начальная стадия потери устойчивости на курсе) стабилизаторы ориентируются вместе со всем судном под некоторым углом атаки а по отношению к воздушному, потоку V, (фиг. 5).

При этом аэродинамическое давление на поверхностях стабилизаторов перераспределяется согласно известному закону .распределения давления на крыле, установленном под некоторым углом атаки к набегающему воздушному, потоку: появляется избыточное давление на нагнетающей стороне профиля стабилизатора (знак + на фнг. 3) и увеличивается степень разрежения на засасывающей стороне (знак — на фиг. 3).

Изменение давления на поверхностях стабилизаторов благодаря боковому расположению входов в воздухоприемные тракты 3 воспринимаются двигателями как изменение сопротивления воздухоприему. Благодаря перераспределению давления на поверхностях стабилизаторов у двигателя правого борта сопротивление воздухоприему возрастает, у левого двигателя со противление уменьшается.

Устройство любого газотурбинного двигателя таково, что изменение сопротивления воздухоприему приводит к изменению параметра воздушно-газового потока внутри двигателя и к изменению его мощности даже без какой-либо автоматической или искусственной его регулировки. Кроме того, всякий газотурбикный двигатель снаожен штатной автоматической системой регулирования с различной программой действия, которая реагирует на изменения внешних условий и может усилить влияние изменения сопротивления воздухоприему на работу двигателя.

Благодаря этому мощность правого двигателя и тяга F его движителя уменьшаются, а мощность левого двигателя и тяга F,, åãî движителя увеличивается. Сложение разных по величине параллельных сил Е„и F„B ipeзультате приводит к возникновению главного вектора F.,+F, обеспечивающего движение судна, и главного момента М«, стремящегося развернуть судно в сторону, противоположную дрейфу, т. е. этот момент стабилизирует судно iso курсу. При этом где М:, — момент силы тяги левого двигателя, М вЂ” момент силы тяги правого движителя, l — расстояние от оси движителя до диаметральной плоскости судна.

Таким образом, активизация (усиление) стабилизации судна,по курсу достигается с помощью средств, которые имеются на судне.

К обычному действию аэродинамических стабилизаторов (килей) добавляется стабилизирующий момент тяги движителей. В этом существо активизации стабилизации судна по курсу.

Кроме того, прием воздуха для турбины с засасывающей стороны профиля ста билизатора равносилен отсосу пограничного слоя.

Как известно, отсос способствует повышению эффективности воздушных крыльев. Таким образом, попутно достигается дополнительное улучшение действия стабилизатора.

Расположение входа в воздухо приемный тракт на боковой поверхности стабилизатора способствует защите двигателя от брызг морской воды.

Эффективность описываемой системы зависит,не столько от ее расстояния до центра тяжести судна, сколько от плеча l сил тяги движителей. Следовательно, наиболее подходящими судами для применения описываемой системы являются короткие, но широкие судна.

Для действия в составе описываемой системы можно использовать как штатные двигатели судна, так и специальные двигатели меньшей мощности, но с большим разносом по ширине судна, если это окажется целесообразным. B этом случае специальные двигатели со своими движителями будут соответственно увеличивать суммарную тягу, обеспечивающую движение судна.

Для действия в составе описываемой системы можно использовать как штатные двигатели судна, так и специальные двигатели меньшей мощности, но с большим разносом по ширине судна, если это окажется целесообразным. В этом случае специальные двигатели со своими движителями будут соответственно увеличивать суммарную тягу, обеспечивающую движение судна.

Не обязательно сочетать двигатели, действующие в составе описываемой системы, со штатными кормовыми аэродинамическими стабилизаторами.

В случае, если двигатели устанавливаются над судном на специальных пилонах (стойках), можно сконструировать защитный scoжух двигателя и опорный пилон таким образом, чтобы конструкция приобрела форму аэородинамического стабилизатора.

В случае четного количества дейотвующих в составе описываемой системы аэродинамических стабилизаторов (как штатных, так и специальных) можно использовать для них несимметричные профили.

489207

Предмет изобретения

Активизированная система стабилизации скоростных судов на курсе, содержащая несколько путевых стабилизаторов, четное количество двигателей, расположенных симметрично относительно диаметральной плоскости судна, и воздухоприемные тракты двигателей, отличающаяся тем, что, с целью повышения устойчивости судна на курсе, воздухоприемные тракты двигателей правого борта рас5 положены на левых, плоскостях стабилизаторов, а тракты двигателей левого борта — »a пр авых.

489207

Составитель В, Румянцев

Техред 3. Тараненко Корректор Т. Добровольская

Редактор С. Титова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 4l7/9 Изд. № 178 Тираж 576 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Активизированная система стабилизации скоростных судов на курсе Активизированная система стабилизации скоростных судов на курсе Активизированная система стабилизации скоростных судов на курсе Активизированная система стабилизации скоростных судов на курсе Активизированная система стабилизации скоростных судов на курсе 

 

Похожие патенты:
Наверх