Устройство для регулировки осевого зазора электрической машины
т.. цЕ
zii) 497682
ОПИСАН И "Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.04.74 (21) 2014775/24-7 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.12.75. Бюллетень М 48
Дата опубликования описания 16.03.76 (51) М. Кл. Н 02k 5/00
F 16с 17/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621.313.13 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
В. В. Изюмов (71) Заявитель Калужский ордена Трудового Красного Знамени завод автотракторного и мотоциклетного электрооборудования (54) УСТРОЙ СТВО ДЛЯ РЕГУЛ И РОВ КИ ОСЕВОГО ЗАЗОРА
РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электрической машине малой мощности с самоустанавливающимися вкладышами подшипников скольжения и может быть применено, например, в электродвигателях системы электрооборудования автомобилей и тракторов.
Известно устройство для регулировки осевого зазора ротора электрической машины, установленного в корпусе на самоустанавливающихся подшипниках скольжения, включающее регулировочную шайбу, размещенную на валу. Однако известная конструкция не обеспечивает удобства регулировки осевого зазора ротора, поскольку подбор компенсирующих шайб является трудоемкой операцией. Кроме того, прорезание кольцевой канавки ослабляет вал и увеличивает трудоемкость.
В предложенном устройстве, с целью упрощения регулировки, указанная шайба установлена между ротором и подшипником на направляющих, закрепленных в корпусе с возможностью аксиального перемещения, а ее торец, обращенный к подшипнику, снабжен выступами, расположенными по окружности одного радиуса в двух накрест лежащих четвертях и имеющими вдоль окружности переменную высоту, а на торце подшипника, обращенном к шайбе, выполнены в двух накрест лежащих четвертях впадины.
На фиг. 1 изображено описываемое устройство для регулировки осевого зазора ротора
5 машины в продольном разрезе; на фиг. 2— регулировочная шайба; на фиг. 3 — то же, поперечный разрез; на фиг. 4 — вкладыш подшипника; на фиг. 5 — то же, поперечный разрез.
10 Внутри корпуса 1, в углублении с отверстием, установлен вкладыш 2 и прижат к корпусу завальцованной в нем пружинной шайбой 3 с направляющими, На обоих торцах вкладыша выполнены впадины, а в от15 верстие вставлен вал 4 с ротором 5. Между сердечником ротора и вкладышем установлена на валу регулировочная шайба 6, причем ее пилообразные выступы западают во впадины на внутреннем торце вкладыша, а в па20 зы на ее наружной окружности входят направляющие пружинной шайбы.
Осевой зазор ротора 5 регулируется поворотом вкладыша 2 отверткой, жало которой входит во впадины на его наружном торце.
25 При этом выступы на внутреннем торце взаимодействуют с пилообразными выступами регулировочной шайбы 6, вследствие чего она перемещается вдоль вала 4 и направляющих
497682
Предмет изобретения
Фаг. 1
Фиг Ф
Составитель Н. Сухоярская
Техред Е. Митрофанова
Корректор 3. Тарасова
Редактор В. Левятов
Заказ 357)12 Изд. № 2090 Тираж 782 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Я(-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 пружинной шайбы 3 до соблюдения требуемого зазора между ней и сердечником ротора 5, Устройство для регулировки осевого зазора ротора электрической машины, установленного в корпусе на самоустанавливающихся подшипниках скольжения, включающее регулировочную шайбу, размещенную на валу, отличающееся тем, что, с целью упрощения регулировки, указанная шайба установлена между ротором и подшипником на направляющих, закрепленных в корпусе с возможностью аксиального перемещения, а ее
5 торец, обращенный к подшипнику, снабжен выступами, расположенными по окружности одного радиуса в двух накрест лежащих четвертях и имеющими вдоль окружности переменную высоту, а на торце подшипника, об10 ращенном к шайбе, выполнены в двух накрест лежащих четвертях впадины.

