Устройство для заряда и разряда аккумуляторной батареи
О П И C А Н И Е l<»>494806
Со:оз Свветских
Сокиалистичвских
Республик
ИЗОБРЕТЕН Ия
Н АВТОРСКОМУ СЗИДЕТЕЛЬСТВУ
j
1 б (б1) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18,10.73 (21) 1964128, 24-7 (51) М. Кл. Н 01m 45 04
Н 02m 7i72
H 02j 7/00 с присоединением заявки— (23) Приоритет—
Опубликовано 05.12.75, Бюллетень М 45
Дата опубликования описания 10.05.76
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.355.163 (088.8) (72) А втор изобретения
3. С. Гудин
Опытный завод М 408 (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА И РАЗРЯДА
АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Изобретение касается использова ния выпрямителей — зависимых инверторов в устройствах для заряда аккумуляторных батарей.
Известно устройство для заряда и разряда аккумуляторной батареи, содержащее тиристорный стабилизатор тока на базе выпрямителя — зависимого инвертора, дроссель и контакты. Однако это устройство не обеспечивает работу стабилизатора тока в оптимальном для него режиме, так как форма тока в инверторном режиме может отличаться от формы тока в выпрямительном режиме.
Цель изобретения — повышение к.п.д. Для достижения этой цели дроссель снабжен отводом от части витков, причем один конец дросселя присоединен к выходной клемме стабилизатора, а другой конец дросселя и отвод через контакты связаны с аккумуляторной батареей, подсоединенной через другие контакты к другой выходной клемме стабилизатора.
На чертеже изображена схема устройства.
Стабилизатор тока 1 через дроссель 2 при помощи контактов 8 — б подсоединен к аккумуляторной батарее 7.
Мостовой тиристорный стабилизатор тока 1 в зарядном режиме работает как выпрямитель, а в разрядном режиме как зависимый (ведомый сетью) инвертор, осуществляющий разряд аккумуляторной батареи на сеть переменного тока, т. е. рекуперацпю энергии аккумулятора в питающую сеть.
Дроссель в инверторном режиме подключается с помощью контактов 5 и б полным количеством витков, а в выпрямительном режиме — частью витков с помощью контактов
3 и 4, что обеспечивает работу устройства в оптимальном режиме кaê при заряде, так и при разряде аккумуляторной батареи.
B инверторном режиме при увеличении индуктивности сглаживающего дросселя к.п.д. устройства увеличивается из-за улучшения коэффициента формы тока Кв» Максимальная величина индуктивности ограничивается условиями, при которых сохраняется устойчи".àÿ (без опрокидывания) работа инвертора. Следовательно, в ипверторном режиме желательно увеличивать индуктивность дросселя. В выпрямительном режиме наличие дросселя в
20 устройстве вызывает следующие противоречия. С одной стороны, наличие дросселя вызывает дополнительные потери, в связи с чем необходимо некоторое повышение подводпмого переменного напряжения с целью компен25 сации падения .напряжения на фильтре.
С другой стороны, наличие дросселя увеличивает время проводимости тпристоров стабилизатора и, вследствие этого, улучшает коlg эффициент формы тока К„„=- — —, что привоср
494806
Предмет изобретения
3- I 5Ò
Составитель И. Найдина
Техред T. Курилко
Корректор В. Гутман
Редактор Н. Вирко
Заказ 240/458 Изд. № 194 Тираж 830 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий
Москва, )K-З5, Раушскаи наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» дит к снижению величины действующего значения зарядного тока I,. при .неизменном среднем значении зарядного тока 1,р. Снижение величины I существенно уменьшает активные потери, которые пропорциональны квадрату действующего значения разрядного тока.
Ввиду вышеизложенного величина индуктивности сглаживающего дросселя в выпрямительном режиме должна быть выбрана вполне определенной и меньшей величины индуктивности, применяемой в инверторном режиме.
Устройство для заряда и разряда аккумуляторной батареи, содержащее тиристорный стабилизатор тока на базе выпрямителя — зависимого инвертора, дроссель и контакты, отличающееся тем, что, с целью повышения к.п.д., дроссель снабжен отводом от части витков, причем один конец дросселя присоединен к выходной клемме стабилизатора, а другой конец дросселя и отвод через контакты связаны с аккумуляторной батареей, подсоединенной через другие контакты к другой выходной клемме стабилизатора.

