Старт-стопное устройство
((() 487263
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (б1) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 26.02.73 (21) 1886550/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 05.10.75. Бюллетень № 37
Дата опубликования описания 13.01.7б
Государственный комитет
Совета Министров СССР ла делам изобретений и открытий (53) УДК 621,838.1 (088.8) (72) Автор изобретения
А. П, Морозов (71) Заявитель (54) СТАРТ-СТОПНОЕ УСТРОЙСТВО низмов из-за резких ударов в момент разгона и остановки ведомого вала, происходящих почти мгновенно.
Предлагаемое старт-стопное устройство отличается от известны.; тем, что ведомый вал выполнен в виде торсиона с закрепленным на нем храповиком, а система управления приводом периодического воздействия представляет собой зубчатую передачу, одно колесо которой жестко связано с фиксирующим диском, а другое закреплено на торсионе, два диска с прорезями, один из которых жестко связан с зубчатым колесом, закрепленным на торсионе, а второй — с торсионом, два датчика выдачи сигналов управления электромагнитом и муфтой и сервопружину, взаимодействующую с фиксирующим диском.
Преимущество предлагаемого устройства по сравнению с известным заключается в безударном запуске и более мягком ударе при остановке.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, продольный разрез, на фиг. 2 — то же, в ид св ер ху.
Устройство содержит ведущий вал 1, электромагнутную муфту 2, фиксирующий диск 3 привода периодического воздействия, имеющий зуб 4, взаимодействующий с подпружиненным штоком 5, электромагнит б.
Изобретение относится к деталям машин, а именно к механизмам для преобразования непрерывного движения в периодическое, и может быть использовано в делительных приводах многопозиционных установок.
Известны старт-стопные устройства, содержащие ведущий и ведомый валы, связанные между собой муфтой, и привод периодического воздействия, содержащий фиксирующий диск, взаимодействующий с подпружиненным штоком, электромагнит, воздействующий на шток, и систему управления приводом периодического воздействия.
В известных устройствах система управления приводом периодического воздействия выполнена в виде ведущей и ведомой полумуфт, имеющих полости, зубчатого диска, свободно посаженного на ведомом валу, размещенного в полости ведомой полумуфты и связанного с находящейся в полости ведущей полумуфты втулкой телами качения, расположенными в треугольных пазах, выполненных на сопряженных торцах зубчатого диска и втулки, и упора, взаимодействующего с зубчатым диском и жестко связанного с якорем двух соосных соленоидов, удерживаемого в нейтральном положении двумя пружинами.
Известные устройства обеспечивают заданный закон прерывистого движения, но предназначены для легких малоинерционных меха(51) М. Кл, Г 16h 37! 12
48721з3
ЗО
Ведущий вал с приводом периодического воздействия связан ведомым валом 7, выполненным в виде торсиона с закрепленным на нем храповиком 8, взаимодействующим с собачкой 9. На конце торсиона жестко закреплено зубчатое колесо 10, находящееся в зацеплении с зубчатым колесом 11, укрепленным на фиксирующем диске 3. С зубчатым колесом 10 связан диск 12 с прорезями 13, смещенными относительно прорезей идентичного диска 14, закрепленного на торсионе.
При совпадении прорезей 13 дисков 12 и 14 срабатывают датчики 15 и 16 выдачи сигналов управления электромагнита 6 и электромагнитной муфтой 2.
Для фиксации ведомых частей после поворота на диске 3 установлен эксцентрично палец 17, шарнирно связанный с растянутой сервопружиной 18, другим концом закрепленной на основании.
Старт-стопное устройство работает следующим образом.
В режиме работы без управления извне при вращении ведущего вала 1 включенная муфта 2 закручивает связанный с ней конец "îðсиона 7. Электромагнит 6 отключен, шток 5 фиксирует диск 3 и через зубчатое колесо 11 удерживает зубчатое колесо 10 от поворота.
Аккумулируемая энергия торсиона 7 непрерывно фиксируется храповым механизмом, а связанный с храповиком 8 диск 14, поворачиваясь, приходит в положение, когда прорези
13 в обоих дисках 12 и 14 совпадут. При этом срабатывает датчик 15 включения электромагнита 6, шток 5 освобождает диск 3.
Суммарное усилие торсиона 7 и сервопружины 18 обеспечивает быстрый и плавный разгон ведомых частей, затем пружина 18 проходит первую нулевую точку и переходит в состояние противодействия вращению, сглаживая кривую нарастания скорости.
Как только диски 12 и 14 перекроют датчик
15, электромагнит отключится и шток 5 придет в положение фиксации диска 3.
После прохождения второй нулевой точки сервопружина 18 вновь содействует нарастанию скорости поворота зубчатого колеса 10, при этом торсион 7 быстро раскручивается и за счет инерции вращающихся масс и усилия сервопружины 18 закручивается в другую сторону, как бы притормаживая вращение зубчатыр колес 10 и 11, поэтому диск 3, связанный с зубчатым колесом 11, встречает своим зубом 4 шток 5 на пониженной скорости.
Ведомое зубчатое колесо 10 останавливается, а ведущий вал 1 раскручивает торсион 7, затем снова его закручивает, как бы взводя для следующего цикла, что продолжается до совпадения прорезей 13 дисков 12 и 14, и тогда цикл снова повторяется автоматически.
B случае управления приводом периодического действия извне при совпадении прорезей
13 в дисках 12 и 14 датчик 15 блокируется внешним устройством и электромагнит 6 не включается. Диск 12 поворачивается дальше и открывает датчик 16, при этом отключается электромагнит муфты сцепления 2 и ведомый вал 1 вращается вхолостую. Храповое колесо
8 фиксирует -,.îðñèîí 7 во взведенном состоянии.
По истечении заданного времени внешнее устройство включает электромагнит 6, диск 12 вместе с зубчатым колесом 10 начинает вращаться, перекрывает датчик 16 и включает муфту сцепления 2.
Совершается поворот ведомого вала на заданный угол.
Предмет изобретения
Старт-стопное устройство, содержащее ведущий и ведомый валы, связанные между собой муфтой, и привод периодического воздействия, содерж.ащий фиксирующий диск, взаимодействующий с подпружиненным штоком, электромагнит, воздействующий на шток, и систему управления приводом периодического воздействия, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе устройства, ведомый вал выполнен в виде торсиона с закрепленным на нем храповиком, а система управления приводом периодического воздействия представляет собой зубчатую передачу, одно колесо которой жестко связано с фиксирующим диском, а другое закреплено на торсионе, два диска с прорезями, один из которых жестко связан с зубчатым колесом, закрепленным на торсионе, а второй — с торсионом, два датчика выдачи сигналов управления электромагнитом и муфтой и сервопружину, взаимодействующую с фиксирующим диском.
487263
Фиг. 1
Фиг. 2
Составитель Л. Дьякова
Текред H. Ханеева
Корректоры: Е. Давыдкина и В. Дод
Редактор И. Бродская
Типография, пр, Сапунова, 2
Заказ 3249/11 Изд. ¹ 24 Тираж 869 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


