Радиальноосевая насосотурбина
РАДИАЛЬНООСЕВАЯ НАСОСОТУР- БИНА, содержащая рабочее колесо слопастями, отличающая.ся тем, что, с целью получения максимального КПД при работе как в турбинном, так и в насосном режимах путем регулирования диаметра рабочего колеса в данных"режимах, между лопастями установлены дополнительные лопасти, выполненные из двух частей - стационарной и поворотной.Фиг/--J:оС/5соСП>&
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 3(511 F 03 В 3/1 0
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНЯТИЙ
P АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 1672660/24-06 (22) 07.07.71 (46) 15.07.84. Бюл. Р 26 (72) Г.И.Кривченко и H.Н.Аршеневский (71) Московский инженерно-строительный институт им. В.В.Куйбышева (53) 621,224,7 (088,8) (54)(57) РАДИАЛЬНООСЕВАЯ НАСОСОТУРБИНА, содержащая рабочее колесо с лопастями, о т л и ч а ю щ а я.с я тем, что, с целью получения максимального КПД при работе как в турбинном, так и в насосном режимах путем регулирования диаметра рабочего колеса в данных режимах, между лопастями установлены дополнительные лопасти, выполненные из двух частей — стационарной и поворотной.
479395
Тираж 465 Подписное
БНИИПИ Заказ 5480
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано в высоконапорных обратимых гидромашинах.
Известны радиальноосевые насосотурбины, содержащие рабочее колесо с неподвижными лопастями.
Сочетание в одной гидромашине функций турбины и насоса приводит к тому, что для обеспечения развиваемого напора в насосном режиме необ- 10 ходимо при одной и той же частоте вращения увеличивать диаметр рабочего колеса по отношению к диаметру, необходимому при работе в качестве турбины. Это влечет за собой ухуд- 5 шение энергетических показателей (мощность, КПД) одного режима по сравнению с другим.
Цель изобретения — получение максимального КПД при работе насосотур" бины как в турбинном, так и в насосном режимах.
Цель достигается тем, что между лопастями рабочего колеса размещены дополнительные лопасти, выполненные из двух частей — стационарной и поворотной, для регулирования формы и диаметра рабочего колеса в турбинном и насосном режимах. Наружный диаметр поворотной части лопастей выбирается иэ условий насосного режима.
На фиг. 1 изображена предлагаемая насосотурбина, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, в плане.
Рабочее колесо содержит верхний 1 и нижний 2 ободы, между которыми размещены лопасти 3. Между лопастями 3 расположены дополнительные лопасти, состоящие иэ стационарной 4 и поворотной 5 частей. Поворотные части дополнительных лопастей снабжены приводом 6, выполненным по прин-. ципу, используемому в рабочих колесах поворотнолопастных гидротурбин.

