Устройство для измерения деформации грунта под опорами транспортного средства
"КЛЯ бион,„,, ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) 478996
Союз. Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.11.70 (21) 1491944/27-11 с присоединением заявки № (23): Приоритет
Опубликовано 30,07.75. Бюллетень № 28
Дата опубликования описания 18.02.76 (51) М. Кл. G 01Ь 5/30
G 01m 17/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 625.8.620.178. .325 (088.8) (72) Авторы изобретения
С. С. Корчунов, О. Н. Абакумов и В. Г. Селеннов (71) Заявитель
Всесоюзный научно-исследовательский институт торфяной промышленности (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ГРУНТА
ПОД ОПОРАМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Известны устройства для измерения деформации грунта под опорами транспортного средства, содержащие датчики вертикальных перемещений, выполненные в виде емкостей с постоянным уровнем жидкости и гидравлически связанные с блоком манометров.
Однако известные устройства не позволяют непрерывно на ходу транспортного средства измерять прогиб дорожной одежды, и они не приспособлены для определения пространственного положения транспортной машины относительно грунта.
Цель изобретения — возможность проведения измерения деформации грунта под опорами транспортного средства на ходу и определение его положения относительно поверхности грунта.
Это достигается тем, что устройство снабжено буксируемыми транспортным средством лыжами с размещенной на них частью датчиков, другая часть которых, в количестве не менее трех, установлена на раме транспортного средства и расположена не на одной прямой.
На фиг, 1 изображена общая схема расположения датчиков, в плане; на фиг. 2 — схематично предложенное устройство; на фиг. 3— то же, поперечный разрез; на фиг. 4 — узел
1 на фиг. 1; на фиг. 5 — схема регистрирующего прибора.
Устройство для определения деформации грунта под движущейся машиной представляет собой систему жидкостных датчиков 1 — 12, из которых датчики 1 — 4 расположены непосредственно на раме 13 машины, а датчики
5 — 12 установлены на отдельных лыжах 14, лежащих на грунте вне зоны его деформации и связанных с машиной посредством тяг 15 и шарниров 16, позволяющих им свободно перемещаться в вертикальной плоскости, копируя поверхность грунта. С помощью гибких трубок
17, заполненных водой, датчики соединены с отсчетными приспособлениями — ртутными манометрами 18, помещенными в общий ре15 зервуар 19 со ртутью, установленный на раме машины, Показания всех манометров 18 регистрируются кинокамерой 20.
Для определения пространственного поло20 жения машины с учетом крена и дифферента одновременно датчики 1 — 4 жестко закреплены на гусеничных балках рамы 13 машины.
Датчики 5 — 12 перемещаются вместе с машиной по поверхности грунта.
25 При перемещении машины по недеформируемому грунту величина Hi деформации грунта равна нулю, высота h столбов ртути в манометрах датчиков 5 — 12 одинакова.
При этом высота h столба ртути уравнове30 щена высотой столба воды (h+.Б ).
478996
При движении машины по сминаемому грунту деформация грунта под машиной вызывает изменение высоты h столба ртути в соответствующем манометре.
Величину Н1 деформации грунта по замеренной высоте h столба ртути определяют следующим образом:
И, =.Н,— (О,+-О,), причем Нз и H> — постоянные величины, а
Н4 определяют из уравнения: (04 + ) (в (рт) где у, — плотность воды, 1 г/см, ур, — плотность ртути, 13,6 г/см, отсюда
bye, h(h (13,6 — I) (в
Деформация грунта равна:
Н, =Н, =(Н, +12,6h).
Для датчиков 1 — 4 величины Н, Нз и Н4 заданы, и потому высота h столба ртути в соответствующих манометрах равна Н4/12,6 см.
В случае, когда величины Нь Н3 и Н4 для указанных датчиков равны, а машина стоит на горизонтальной недеформируемой площадке, высота h во всех четырех манометрах будет одинакова. При крене машины величины
Н4 для датчиков 1 и 2 (или 3 и 4) различны, и разница между ними, определяемая углом крена, приведет к изменению высоты h столбов ртути в соответствующих манометрах.
Для определения дифферента необходим, по крайней мере, еще один датчик, укрепленный на раме, но расположенный не на одной прямой с первыми двумя.
Показания всех манометров 18 регистрируются кинокамерой 20 с заданной частотой
5 съемки, определяемой скоростью передвижения машины. Одновременно в кадре фиксируются показания счетчиков кадров, секундомера и стрелочных указателей величины крутящих моментов на валах ведущих звездочек
10 экспериментальной машины.
Предложенное устройство позволяет с большой надежностью и высокой степенью точности получать величины деформаций грунта под опорами движущейся машины и опреде15 лять ее пространственное положение относительно поверхности грунта.
Предмет изобретения
Устройство для измерения деформации грунта под опорами транспортного средства, содержащее датчики вертикальных перемещений, выполненные в виде емкостей с постоян25 ным уровнем жидкости и гидравлически связанные с блоком манометров, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью обеспечения возможности проведения измерений на ходу транспортного средства и определения его no30 ложения относительно поверхности грунта, оно снабжено буксируемыми транспортным средством лыжами с размещенной на них частью датчиков, другая часть которых, в количестве не менее трех, установлена на раме
З5 транспортного средства и расположена не на одной прямой,


