Узел крепления колеса турбомашины на валу

 

! (») 478138 .

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61), Зависимое от авт.свид-ва .1 (51) М. Кл.

F 01

F 01а 5/04

F 25ь 11/00 (22) Заявлено 10.05.73 (21) 1914171/24-6 с присоединением заявки №Гасударственный намнтет

Сааета Министраа СССР па делам нзоаретений н открытий (32)Приоритет (53) УДК 621 515. . 002. 73 (088. 8) Опубликовано 25.07. 75.Бюллетень № 27

Дата опубликования описания 25.07 75 (?2) Авторы изобретения

А. М. Горбунов и И. E. Орлов ь, { -{- г"

Г{. -," т{тт рту (71) Заявитель (54) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ НА ВАЛУ

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к турбохолодильникам дпя охлаждения воздуха

Известны узлы крепления колес на валу, содержащие размещенную в ступице колеса пару втулок с сопряженными коническими

; поверхностями.

Целью изобретения является повышение зксплуатационной надежности, а также обеспечение надежного соединения колеса с ва- 1О лом при длинной ступице и облегчение разборки такого соединения.

Для этого наружная втупка выполнена с нродольным разрезом и подпружинена в аксиапьном направлении тарельчатой пружи- И ной, а внутренняя втулка выполнена из теплоизоляционного материала, налример керамики. Причем втулки выполнены с ут лом конусности, либо больше угла самотор.-. можения при сопряжении двух поверхностей, g{) о например под углом 26 без смазки и под о углом 13 со смазкой поверхностей сопряжения, либо меньше угла самоторможения

1 при скольжении по одной поверхности, нао пример под углом 10 без смазки или под ра

2 углом 5 со смазкой поверхностей сопряже-. ния. С противоположной стороны колесаможет быть установлена дополнительная пара конических втулок с тарельчатыми пружинами, либо втулки выполнены секционными и тарельчатые пружины установлены B каждой секции.

На фиг. схематически изображен оптесываемый узел крепления колеса на валу с одной парой -конических втулок. на фиг. 2узел крепления на валу колеса с длинной ступицей при помощи двух симметрично расположенных пар конических втулок; на фиг. 3 — узел крепления колеса с длинной стуштцей на валу при секционном вьшопньнии пар конических втулок и тарельчатых пружин на фиг. 4 — наружная коническая втулка, вид с торца; на фиг. 5 - то же, продольный разрез.

Узел крепления колеса 1 на валу 2 содержит размещенную в ступице 3 коническую пару, состоящую из разрезанной по образующей наружной втулки 4 и сопряженной с ней внутренней втулки 5, подпружиненную одной или несколькими тарепьчатыми

47 пружинами 6 расположенными во втулке 7, прижатой к . торцу колеса 1 стяжной гайкой 8 с тарельчатой пружиной 9 или без нее, Для уменьшения жесткости наружной конической втулки 4 и обеспечения свободного передвижения ее вдоль оси вала2 под воздействием тарельчатьех пружин 6 на втулке 4 выполнены продольные пазы

1О (фиг. 4). Для той же цели при сборке узла крепления колеса 1 на валу 2 выполнен зазор 11 (фиг. 1 и 2), величина которого превышает максимально возможную величину продольного перемещения наружной втулки 4 на всех режимах работы машины, Для компенсации разницы в тепловом расширении вала 2 и внутренней металлической или пластмассовой конической втулки 5, возникающей при нагреве узла крепления колес в процессе работы машины, а также для устранения монтажного зазора между втулкой 5 и валом 2 втулка 5 разрезана по образующей подобно наружной втулке 4.

При изготовлении втулки 5 из теплоизоляционного материала достигается дополнительный эффект уменьшения интенсивности теплопередачи от горячего колеса компрессора к валу, а через него— к подшипниковой опоре, что имеет существенное значения для турбохоподийьных машин, так как ведет к снижению температуры нагрева и соответственно к увеличению срока службы подшипниковой опоры.

Угол конуса при вершине сопряженных конических поверхностей каждой пары втулок, в зависимости от условий эксплуатации, монтажа и демонтажа колес на валу, выбирают следующим образом.

Для обеспечения возвратно-иос тупательного скольжения наружной втулки 4 по двум поверхностям (внешней цилиндрической и внутренней конической), требукьщегося для возврата этой втулки в иоходное положение при прекращении вращения и остывания нагревающегося в процессе работы колеса 1, а также для облегчения демонтажа колеса, соединенного с валом двумя симметрично расположенными разнонаправленными парами втулок 4 и 5 (фиг. 2), угол конусности выполняют несколько большим; угла самоторможения при сопряжении двух поо верхностей, например под углом 26 без о смазки и под углом 13 со смазкой поверхностей сопряжения. В этом случае дополнительные,. радиальные растягивающие напряжения в колесе 1 под воздействиаксиальной

13, на торповерхности радиальные ступиды 3 (состоящая из зафиксированной шпонкой 12 на валу 2 втулки новой обращенной к колесу 1 которой выполнены, например, насечки, врезающиеся в торец

8 ем аре ты пру 6 и втулок 4 и 5 имеют минимальную величину, причем величина этих дополнительных напряжений пс стоянна на всех режимах работы машины, а том числе и прн ее остановке, При необходимости выполнения узла креп- пения колеса на валу в минимальных радиальных габаритах, например в случае недостаточности толщины стенки ступицы 3, угол конусности выполняют несколько меньше угла самоторможения при скольжении по одной (конической) поверхности, например о под угпом 10 без смазки или под углом о

5 при наличии смазки на сопряженных поверхностя . втулок 4 и 5. При такой конуоностп наружиая втулка 4 при прекращении вращения колеса в исходное положение не возвращается и в ступице 3 невращаюшегося колеса 1 остаеотся радиальные напряжэепея, соответствующие напряжениям, имеющим место при горячей (прессовой) посадке кс чеса 1 на вал 2. В этом случае коническая пара втулок 4 и 5 выполняет, также как и во всех ос еельееьех случаях крепления колеса на валу, свои основные функции". предотвращает радиальный сдвиг быст ро враиеающегося колоса 1 относительно оси вращения при увеличении диаметра отверстия в ступице 3 под воздействием центробежных сил н возникающей по этой причине разбалансировки вращающегося ротора, а также облегчает демонтаж колеса 1 и обеспечивает возможность съема его без порчи (задира) поверхности вала 2, При снятии колеса 1 с вала 2 скольжение происходит только по коеиеческой иоверхиости, что обусеееевеееевает выбор угла коееусееости (10 и

5 ), Угол наклона и копи ееской поверхности ..ары втулок 4 н 5 равен половине угла коиуса ирн вершине н составляет в зависимости от наличия смазки соответственно о о

13 и 6 3О при первом креецееееии (с автоматическим возвращением втупки 4 в нО» о о ходное положение) ееибо 5 и 2 30 нри втором варианте крепления. 1

Для облегчения разборки соединения ва.ла 2 с колесом 1, имеющим длинную ступиееу втулки 4 и 5 выееол1еены секционными (фиг. 3) и тарельчатые пружины 6 предусмотрены в каждой секции. Для предотвращения возможиости проворота колеса 1 относительно вала 2 ирн наличии больших крутящих моментов может быть применена конструкция,, показанная на фиг. 1 и 3, колеса 1 при затягивании гайки 8 на валу

2. При быстром вращении диаметр ступицы 3 колеса 1 увеличивается, а ее длина несколько уменьшается, что ослабляет, первоначальную величину затяжки на валу

2. колеса 1, втулки 7, шпонки 12 и мо жет создать опасность проворота колеса 1 относительно втулки 13. йля предотвращения этого в проточке на торце гайки 8 размещена тарельчатая пружина 9, обеспе 16 чивающая постоянство заданной величины затяжки деталей, укрепленных на валу 2.

Сила пружины 9 должна в несколько раз превосходить силу пружин 6 и быть близ кой или равной величине осевого усилия, 15 создаваемого гайкой 8 при затяжке тарированным ключом.

В процессе раскрутки ротора машины до рабочего числа оборотов колесо 1 рас° тягивается центробежной силой в радиаж 29 ном направлении, при этом диаметр осево

ro отверстия ступицы 3 увеличивается. В .образующийся зазор между цилиндрическими поверхностями отверстия ступицы 3 и втулки 4 последняя автоматически проталкивается пружиной 6, что сохраняет концентричность положения колеса 1 относительно оси вала и предотвращает разбалансировку ротора по причине радиального смешения колеса на рабочих числах о6оротов. При прекращении вращения втулка4 возвращается в исходное положение, если угол конусности сопряженных поверхностей втулок 4 и 5 больше угла самоторможения, либо, остается во вдвинутом (затянутом) состоянии, если угол конусности меньше угла самоторможения.

Предмет изобретении ф)

1. Узел крепления колеса турбомашины иа валу, преимущественно в высокообороч

18 6 ной турбохолодильной машине, содержащий размещенную в ступице колеса пару втулок с сопряженными коническими поверхностями, отличаю щ ийся тем,что,с целью повышения эксплуатационной надежности, наружная втулка выполнена с продольным разрезом и подпружинена в аксиальном направлении тарельчатой пружиной.

2. Узел. по и. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что. внутренняя втулка выполнена из теплоизоляционного материала, например керамики.

3. Узел по и. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что втулки выполнены с углом конусности, большим угла самоторможения при сопряжении дв х поверхностей, например под углом 26 без смазки и под уго лом 13 со смазкой поверхностей сопряжени я.

4, Узел по и. 1, о т л и ч а ю щ и й,i с я тем, что втулки выполнены с углом конусности, меньшим угла самоторможения при скольжении по одной поверхности, нао пример под углом 10 без смазки или под о углом 5 со смазкой поверхностей сопряжения.

5. Узел по пп. 14, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью обеспечения надежного соединения колеса с валом при длинной ступице, с противоположной стороны колеса установлена дополнительная пара конических втулок с тарельчатыми; пружинами.

6. Узел по пп. 1-4, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью облегчения разборки соединения вала с колесом, имеющим длинную ступицу, втулки выполнены секционными и тарельчатые пружины óñ тановлены в каждой секции.

478118

/$0 Изл. М 259 твр л 619

Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета .Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 1l3035, Раушская наб., 4

Заказ

Предприятие «Патент», Москва, Г-59, Бережковская наб., 24

Составитель р данвпов

Редактор E.Kðàâöoâà Техред И.Карапдашова корректо Л.Браух:ыпм

Узел крепления колеса турбомашины на валу Узел крепления колеса турбомашины на валу Узел крепления колеса турбомашины на валу Узел крепления колеса турбомашины на валу Узел крепления колеса турбомашины на валу 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к отопительной и холодильной технике, представляет собой бесфреоновый тепловой насос с силовым приводом и может найти применение при создании кондиционеров и агрегатов для воздушного обогрева и охлаждения жилых и производственных помещений

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано в системах кондиционирования воздуха и в холодильных системах, предназначенных для охлаждения и замораживания различных продуктов

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано в системах кондиционирования воздуха и в системах, предназначенных для охлаждения и замораживания различных продуктов

Изобретение относится к воздушным турбохолодильным установкам, предназначенным для одновременного получения холода и тепла

Изобретение относится к способам для разделения компонентов дымовых газов и может быть использовано для одновременного производства тепла, холода и электроэнергии, а также для получения жидкого диоксида углерода, в частности, в целях предотвращения выбросов диоксида углерода в атмосферу посредством его закачки в смеси с водой в глубинные пласты земной коры, например в дно морей и шельфы океанов

Изобретение относится к области устройств для понижения давления в магистральных газопроводах

Изобретение относится к области холодильной техники, а именно к устройствам, предназначенным для охлаждения атмосферного воздуха, поступающего в салоны наземного транспорта, в производственные помещения горячих цехов, шахты, а также воздуха в хирургических операционных высокостерильных помещениях с сильным освещением и герметизацией для сохранения стерильности
Наверх