Устройство для контроля бдительности машиниста локомотива
L !
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пп 474447
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 07.02.72 (21) 1744649/27-11 с присоединением заявки № (51) М. Кл. В 61с 17/12
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 25.06.75. Бюллетень № 23
Дата опубликования описания 25.09.75 (53) УДК 625.2-592 (088.8) (72) Авторы изобретения
М. М. Лелашвили и 3. М. Лелашвили (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ БДИТЕЛЬНОСТИ
МАШИНИСТА ЛОКОМОТИВА юосУАаРственный KOINHTBT (32) Приорите г
Изобретение относится к железнодорожному транспорту.
Известны устройства для контроля бдительности машиниста локомотива, содержащие корпус с размещенным в нем программным механизмом, кинематически связанным с колесной парой локомотива, системой звуковой сигнализации и носителем программы с обозначениями сигналов, расположенных вдоль пути, электрическую цепь, включенную в цепи управления локомотивом, считывающий механизм, реагирующий на условные обозначения носителя программы и посылающий импульсы в системы сигнализации и цепи управления, отключающее устройство и корректирующий механизм, включенный в кинематическую цепь устройства.
Цель изобретения — повышение надежности работы устройства.
Достигается это тем, что программный механизм выполнен в виде двух валов, соединенных шестернями, на одном из которых смонтирован носитель программы е виде барабана, например, из изоляционного материала с винтовой канавкой и программными фишками, взаимодействующими со считывающим механизмом при помощи ролика, размещенного в винтовой канавке и воздействующего на контактное устройство, а на другом валу установлен ряд шестерен с отключающим устройством.
На фиг. 1 представлена кинематическая схема предлагаемого устройства; на фпг. 2 — его
5 принципиальчая электрическая схема.
Устройство содержит вал 1 с конической шестерней 2, сопряженной с шестерней 3, сидящей на валу 4, несущем барабан 5, задаюl0 щее устройство 6 с пазами для фиксации подпружиненных пружиной 7 рычагов 8. Шестерня 9 зацепляется с барабаном 5и рядом шестерен 10, неподвижно установленных на валу 11.
15 Шестерня 12 вала 11 зацеплена с шестерней 13, установленной на валу 14, и через червяк 15 и червячное колесо 16 — с программным механизмом. Программный механизм выполнен в виде двух ваlolB 17 H 18, зацеплен20 ных шестернями 19 и 20. На валу 17 смонтировано отключающее устройство, состоящее из подпружиненного пружиной 21 диска 22 и отключающей вилки 23. Кроме того, на валу
17 насажены шестерни 24, 25. Управляющее
25 устройство управляется кнопкой 26. На вал 18 насажен барабан 27 с винтовой канавкой и установленными в ней фишками, реагирующими на считывающий механизм, содержащий ролик 28 с контактной системой 29. Для корЗО рекции барабана вал 18 снабжен рукояткой
474447
10
30. По барабану 27 скользит программная фишка 31 (см. фиг. 2).
Электрическая схема устройства содержит реле 32 — 36, переключатель 37, рукоятку 38, конденсаторы 39, 40, контакты 41 — 52, а также электромагниты 53, 54 и свисток 55 контроля бдительности.
Устройство работает следующим образом.
От колесной пары вращение передается на вал 1 и через зубчатые колеса 2 и 3 на зубчатый барабан 5, который через выбранную шестерню из ряда шестерен 10,и шестерню 9 передает вращение на вал 11. Шестерня 12 вала 11 через шестерню 13 вала 14, червяк 15 и червячное колесо 16 приводит во вращение вал 18 с барабаном 27.
Электрическая схема работает так: ролик
28 свободно катится по канавке программного барабана 27, все контакты системы 29 считывающего механизма замкнуты, а реле 32 ставится под напряжение. Контакты 43 и
44 размыкаются, напряжение подается на контакты 52 реле 33 и контакты 45 реле 34. Поскольку обмотки этих реле обесточены, указанные контакты не замыкаются и ток в обмотку электромагнита 53 не поступает. Свисток контроля бдительности будет свистеть.
Для прекращения свистка необходимо возбудить катушку электромагнита 53. Для этого машинист нажимает и отпускает рукоятку 38, подавая напряжение на обмотку реле 33. В результате обмотка реле 33 станет на самопитание своим контактом 47 и электромагнит 53 останется включенным.
При подходе поезда, например, к .входному светофору, где необходимо подать свисток локомоти ва, ролик 28 с помощью программной фишки 31 поднимается и размыкает контакты
29. В результате реле 32 и 33 обесточатся, контакты 43, 46, 51, 52, 47 разомкнутся, обесточится обмотка электромагнита 53 и начнет свистеть свисток 55.
Для прекращения подачи свистка машинист нажимает и отпускает рукоятку бдительности, контакты 43 и 44 замыкаются, напряжение подается на обмотку реле 34 и заряжается конденсатор 39. Реле 34 срабатывает, замыкая контакты 45, которые подают напряжение на обмотку реле 33 через контакты 52, замкнутые от рукоятки бдительности, и реле остается включенным, а его контакты 51, 52 и 47 замкнуты. Ток через контакт 47 идет на электромагнит 53 свистка 55 и последний перестает свистеть. Если машинист не реагирует на свисток контроля, через 6 — 7 сек срабатывают тормоза и поезд останавливается.
Предмет изобретения
Устройство для контроля бдительности машиниста локомотива, содержащее корпус с размещенным в нем программным механизмом, кинематически связанным с колесной парой локомотива, системой звуковой сигнализации и носителем программы с обозначениями сигналов, расположенных вдоль пути, электрическую цепь, включенную в цепи управления локомотивом, считывающий механизм, реагирующий на условные обозначения носителя программы и посылающий импульсы в системы сигнализации и цепи управления, отключающее устройство,и корректирующий механизм, включенный в кинематическую цепь устройства, отл и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности работы устройстВа, программный механизм выполнен в виде двух валов, соединенных шестернями, на одном из которых смонтирован носитель программы в виде барабана, например, из изоляционного материала с винтовой канавкой и программными фишками, взаимодействующими со считывающим механизмом посредством ролика, размещенного в винтовой канавке и воздействующего на контактное устройство, а на другом валу установлен ряд шестерен с отключающим устройством.


