Смазочный материал для газотурбинных двигателей
„1464I27
Союз Советски
ОПИСАНИЕ
"", ":.-",. .„;:"„ :" ", И ЗО Ь Р Е Т Е Н И Я
К ПАТЕНТУ (61) За1!1;сп.,II,III oT патспта— (22) ""ë.511:ëollo 30.03.73 (21) 1902798, 23- l (32) Приоритет 31.03.72 (31) 23»982 (51) М. Кл. С 10m 3/20
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР
80 делам изобретений н открытий (33)! CI??A
31.убликова о 15.03.75. Бюллетень J¹ 10 (53) УДК 621.892.28 (088.8) Дala опубликования описания 03.11.76 (72) Авторы
П3ООРС (I I IIЯ
Иностранцы
Фрэд Джаффи и Эндрю Джордж 11апэй! (СШЛ) Иностранная фирма
«Стауффер Кемт!ка.! Компани» (США) (71) Заявитель (54) СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
1, г — !1) î,, г «
Изобретс;ше относится к составам смазочных .\1 а сел д. !я г!!Зот(p ollll lllнх двигатслеи на основе синтетических масел.
Ооы Illlilc смазочные масла, например минеральные масла, заменены смазочными маслами и,! ос!!иве синтетических сложных эс!тиров из-за ll J! ÷ !ш .1х В513коcTиых свойств и летучести в рабочих условиях, Эти качества осооенио BBil пы у с.i!23oilных хlасел для автомобильных двш атслсй и газовых турбин самолетов, где рабочнс условия черезвычайно суровы.
Предлагавшиеся в качестве смазочных масел для газовых турб.:!п алифатические сложныс эфиры ди1(ар»оповых кислот, такие как диэфиры ад:1ииновой или себациновой кислоты обладают хорошими показателями вязкости при низких температурах, но их вязкость при высо.;:; темпер атурах столь низка, что они могут применяться только в сочетании со сравните. ь;о большими количествами присадк: . Д-.ëcc они обладают очень малой стой!;ость .о I; окислению даже в сочетании с обычнымн антиокислителями в обычных рабочнк условиях, кроме того имеют тенденцию к термическому разложению.
С целью повьцпсшгя термической стойкости и улучшешгя вязкостш!х свойств материала согласно 1:.зсгбрстсш1!о ь состав иа основе сиитети lccкого эсрирного масла и аитиокислнтсльпо1! !1рисадкн дополнительно введено
20 — -(0 вес. - „эфира изофталевой кислоты общей формуль(где Я! и Р— алкилы, содержащие от 4 до
I5 20 углеродных ато: ов; предпочтительно алкильные группы 1i(и Р2 содержат 6 — 13 углеродных атомов. Диэфир может быть чистым или иметь техническую степень чистоты, т. е. содерх ат до 15 вес. % терефталата. йо В качестве эфирного масла можно использовать диэфиры алифатических дикарбоновых кислот и одноатомных спиртов или эфиры монокарбоновых кислот и многоатомных спиртов.
Наилучшие результаты по антиокислительной стабильности получены при использовании в качестве антиокислительной присадки
0,05 — 5 вес.",;, фентиазина или его производного и 0,05 — -5 вес. i„диариламина. зи Изофтал аты, используемые для изготовле464127
П )O.tîë))tettèå 736;l. 1.
Технические условия юс,=
= М2С!25=
Смазочные материалы нз полимеров
Показатель — G,67 макс
21$ мнн
232,2 мнн.— 45,56
223 $9 ).i8,$9
62
) 6 67
25I,G7
Температура застывания, С
Темтерат))ра вспышки, С вЂ” 60.5
2 9,-1
Температура ния, С воспламене)0
2.09
0,5 макс
l,о
1,0
Общее кислотное число, мг КОН/г
l,0
0,2 макс
l,0
Пс.зри при истаренин при температуре 148,89 С за
t %
«o(o)
<10(0)
<:o(o) <10(o) О, 25 мл(0) <1o(o)
< I 0(0)
< I0(0) <1010) 0,25 мл (О) Ряд 2 (время отстачва ння) <1o(o) 0,25 мл (О) (время отсгаиваРяд 3 ния) 20
2550
2 )50
2460
IG00 мш) Способность нести нагрузку на шасси по Райдеру, фунт/дюйма — 0,16
0,1
3,0 макс
0,1
Изменение вязкости при
37,78 C, %
3 о) $,93 от — 5 до —,15
$,0
0,75
Изменение общего кислотного числа
Изменение веса металлов мг/с)12:
Fp сталь
0,99
2,0
0.74 о,о
>О, ) 0.0 — о,озtt
0,0 о,о
А!
MR
Сп
0,2 о,о
35 о,о о,о
--0 ) о,о — 0,027
0,0 — 0,00S
+0,4
Нет
Нет
Нет
В. 204,4 С, 72 ч, 5,0 л воздуха в I ч:
7,60!
2 2
13,5
Изменение вязкости при
37,78 С, %
7 39
5,98
Изменение веса металлов, мг/с из:
Ее сталь
+0.03
+0,019 о,о
50 — 0,086 — 0,03 о,о о,о
+0.01 о,о — О,027
О,12 о,о
Си
55 М R — 0 137 — 0,27 — 0,27
Тегл)ические услоt) litt ням=.=. »12С125=
Смазочные материалы нз примеров
Нет
Нет
Нет
Отстой (шлам) после фильтрования через сито с размером отверстий 10 мкм
Показатель з
Удовлетворяет
\ требованиям
I 108 11,7 11 1(Осадок
Вязкость сП, прн температуре, *С:
163
Совместимость зластомера с композицией фирмы «Неншенел Сил Дивнжен», 934Е32, прп 204,4 С, 72 ч.
% наC>) »анна
;0,5
2,0»
2,0 мltll
2,0"
2,0"
5 О )) IIII
7,0 мпн
98,S9
5,0
5,02
5,16
31,5
"7,7$ — !7,78
32,15
20 мин
2000 макс
31,11
65 ") экстраполпровано.!
$02
1776
1913 противовспенивающие агенты — кремнийорганические противовспенивающие агенты, например метилсиликоны и силоксаны, Эти вещества обычно вводят примерно в количествах 0,0001 — 0,002 вес.о//О из расчета на вес всего смазочного материала.
В приводимых примерах все перечисленные количества даны в частях по весу из расчета на вес всей композиции, если нет особой оговорки.
Пример 1. Исходную смесь смазочного материала для газовых турбин готовят, смешивая 77,79 ч. ди- (2-этилгексил) -изофталата с 17,17 ч. ди- (2-этилгексил) -адипината.
Затем в эту смесь вводят (ч.) 1,50 500/О-ного раствора полиметилметакрилата в нейтральном масле («акрилоид HP 848» фирмы «Ром энд Хас») и следующие количества компонентов, ч.: этилдиоктилфентиазин 1,50 трикрезилфосфат 0,50
n,à -диоктилдифениламин 1,50 бензотриазол 0,002 себациновая кислота 0,025
Пример 2. Исходную смесь готовят, смешивая 71,00 ч. ди- (2-этилгексил) -,изофталата с 24,445 ч. диизодециладипината. Масло готовят с той же смесью добавок, что и в примере 1, с тем исключением, что с исходной смесью смешивают 1 ч. 500/1о-ного полиметил мета крил ата.
Пример 3. Смазочный материал для газотурбинных двигателей готовят, смешивая следующие количества компонентов, ч.: ди- (2-этилгексил) -изофталат 78,52 ди- (2-этилгексил) -адипинат 17,28 алкилполиметакрилат («акрилоид
707» фирмы «Ром энд Хас») 1,50
/г,н(-диоктилдифениламин 1,00
N-ýòèëäèоктилфентиазин 0,85
4.4 -метилбис- (2,6-ди-трет-бутилфенол) 0,50 трикрезилфосфат 0,50 бензотриазол 0,02 себациновая кислота 0,025 противовспенивающий агент— метилсиликон 5106
Смазочные материалы, описанные в примерах 1 — 3, испытывают в соответствии с техническими условиями фирмы «Форд мотор
1(oмпани» на смазочные материалы для газотурбинных двигателей (ESG-М2С125-А) .
Полученные результаты приведены в табл. 1.
Противовспенивающие характеристики: !
Ряд 1 (время отстаивания) Коррозия свинца, мг/дюйз)з, при 162 78 С 1 ч.
Стойкость к коррозии и
25 окислению
А. 175 С, 72 ч, 5,0 л воздуха в! ч:
Отстой (шлам) после фильтрования через сито с размером отверстий
40 10 м
Изменение общего кислотного числа
464127
Данные, приведенные в табл. 1, показывают, что смазочные материалы, описанные в примерах 1 — 3, удовлетворяют требованиям, которые приводятся B технических условиях
Форда. Смазочные материалы, изготовление которых было описано в примерах 1 — 3, испытывалп в соответствии с методиками испытан и, приведенными в «Навал Эйр Системс Комменд», Департамент Морского флота, спецификацпп XAS2351, параграф 3.4.4.».
Температура нефти 148,89 С, температура нижней трубкп 287,78 С, скорость подачи воздуха 1000 мл/ми:, длительность испытания 48 ч, температура камеры 93,3 С, Результаты испытания приведены в табл. 2.
Таблица 2
Смазочные материгль| из примеров
Показатель С 357.2
18,0 (9,3
1 ! 0,9 !
323 с39
357,2
Критическая температ; ра, Оценка осадка
Осадок в трубке, мг
Осадок на фильтре, мг
Потребление нефти, мл
Вязкость при температуре
37,78 С, сП: первоначальная через 24 ч через 48 ч
12,0
6,8
5,0
6,0
3i,0
50
32,0
31с38
31.31
35,0
38,4
34,80
36,35
40,50
i +9,19 29
1о
Ь 4,44
1 6 изменение вязкости
20.0 процент возрастания
Общее кислотное число, КОН/г: первоначальное через 24 ч через 48 ч и, 0о8
0,24
0;23
2,20
1,92
?,18
3,09
4,10 т,8
+ 3,98 изменение общая оценка
14,1
Пример 4. Исходную смесь готовят.
;смешивая 70 ч. тригептаната триметилолпропана с 30 ч. ди- (2-этилгексил) -изофталата.
В эту исходсную смесь добавляют 1,50 ч. полиметилметакрилата. Получечная смесь имеет следующие характеристики:
Вязкость, сП, при температуре, С:
98,89 5,08
37,78 29,84 — 1?,78 1339
Индекс вязкости 107
Пример 5. Исходную смесь готовят, смешивая 75,0 ч. тригептаната триметилолпропана с 25,0 ч. ди-(2-этилгексил) -изофталата. В эту исходную смесь добавляют 1,25 ч. полиметилметакрилата. Полученная смесь имеет следующие характеристики:
Вязкость, сП, при температуре, С:
98,89 5,05
37,78 30,18 — 17,78 1459
Индекс вязкости 103
Пример б. 80 ч. тригептаната триметилолпропана смешивают с 20 ч. ди-(2-этилгвксил) -изофталата и 1,0 ч. полиметилметакрилата, описанного в примере 5. Эта смесь имеет следующие характеристики:
Вязкость, сП, при температуре, С:
98,89 4,95
37,78 30,95 — 17,78 1б53
Индекс вязкости 89
Исходные смеси, описанные в примерах
4 — б, удовлетворяют техническим условиям
Форда при смешении со следующими количествами присадок, ч:
Х-этилдиоктилфентиазин 1.50 п,H -äèîêòèëäèôåíèëàìèí 1,50 трикрезилфосфат 0,50 бензотриазол 0,02 себациновая кислота 0,025
Пример 7. Исходную смесь, состоящую полностью из диизодециладипината, смешивают с набором присадок, описанных в примере 1. Полученную смесь подвергают испытаниям на стойкость к окислению при
204,4 С, описанным в табл. 1. Результаты опытов 1 и 2 приведены в табл. 3.
Габлица 3
Показатель
11зменение вязкости при тем- l пературе 37,78 С
Изменение общего кислотного
-.íñëà
2,1
3,8
16.10
16,10
Изменение веса металлов, мг/см :
Мд
Ге, сталь
А1 — 1,039 — 0,023
О 1ст i c l в те т — 0,992
40 —;0,015
Отсутств1ет — 0.069
0,77
Ag !
CU
Осадок (щлам) после фильтрования сквозь фильтр с размером отверсти1 10 мкм> 0 — 1,231
28.0 — 1,223
24,0
Из приведенного в табл. 3 видно, что смазочные материалы на основе адипинатов, хотя и дают хорошие характеристики изменения вязкости, содержат слишком много шлама, т. е. слишком быстро образуют зна55 чительный осадок и обладают слишком высокой способностью вызывать коррозию магния и меди для того, чтобы их можно было использовать в газовых турбинах, Лналогичыо этому образование кислоты и повышение
6р кислотного числа в этих смесях сильно снижает их пригодность для указанной цели.
Предмет изобретения
1. Смазочный материал для газотурбинных
65 двигателей, содержащий синтетическое эфир464127
С-OR2
11
Составитель Л. Иванова
Редактор Е. Хорина Техред О. Гуменк)к Корректор В. Брь:ксина
Заказ 6174 Тираж 593 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раугиская наб., д, 4/5
Череповецкая городская типография нос масло и антиокислительную присадку, отлача)о)цпйсл тем, что, с целью пîaûøåíèÿ термической стойкости и улучшения вязкостнык свойств материала, а его состав дополнительно введено 20 — 90 вес.",, эфира изофталевой кислоты общей формулы
II
С OR) где R), К, — алкилы, содеряагцие от 4 ул
20 углеродш)к атомов.
2. Смазочный материал по и. 1, отлантои)uucч тем, что в качестве синтетического эфирного масла введен диэфир алифатической дикарбоновой кислоты и одноатомного спирта или эфир монокарбоновой кислоты и многоатомного спирта.
3. Смазочный материал по пп. 1 и 2, отлика)оцийся тем, что в качестве антиокислительной присадки введено 0,05 — 5 вес.",о фентиазина или его производного и 0,05 — 5 вес.",, диариламипа.




