Устройство для регулирования глубины погружения буксируемых в воде объектов
1»1458961
Союз Советских
ЛИС НИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Социалистических
Реслублин
К П АТЕНТУ
{61) Зависимый от патента—
1 22) Заявлено 18.04.72 (21) 1774559/28.-13 (32) Приоритет 19.04.71 (31) 135052 (33) США
Опубликовано 30.01.75. Бюллетень ¹ 4
Дата опубликования описания 30.07.75 (51) М.Кл. А Olk 73/06
Государственный комитет
Совета Министров СССР оа делам изобретений и открытий (53) УДК 639.2.081.114 (088,8) (72) Автор изобретения
Il (71 ) заявитель
Иностранец
Гарри 1Оджин Стабз (США) (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЛУБИНЫ
ПОГРУЖЕНИЯ БУКСИРУЕМЫХ В ВОДЕ ОБЪЕКТОВ
1.1зобретеине относится к промышленному р ы бол овств у.
Известно уcTpollcTp:ý для регулирования глубины погружения рыболовных тралов, состоящее из полого цилиндрического ротора, расположенных по торцам последнего ограничительных щитов и буксировочных приспособлений, слу>кащих для подключения канатов, идущих от трала, и смонтированного внутри. ротора и кииематически связанного с ним электродвигателя с приводом от установленного иа судне генератора, Однако известное устройство имеет наружиыс конструктивные элементы, стягивающие ротор, изменяющие вокруг него поле скоростей водного потока, а также затрудняющие его управление и хранение. Кроме того, в этом устройстве ие решена проблема подгонки ротора и электродвигателя.
Цель изобретеиия — повышение надежности работы устройства и улучшение условий обтекания ротора водным потоком.
Для Iocf»жения этой цели в предлагаемом устройстве внутри ротора жестко закреплена опорная ось, концы которой связаны с буксировочными приспособлениями, а ротор смонтирован на оси посредством подшипников; при этОм 1 аждый Ограни п!тельнь!й щит имеет с внутренней стороны радиально расположениыи выступ, установле1шый с образованием между ним и ротором зазора шириной, достаточнои для свободного вращения ротора, ио препятствующей проходу потока воды.
Кроме того, в предло>кениом устройстве электродвигатель связан с ротором зубчатой передачей и закреплен на опорной оси посредством двух стопорных механизмов, каждый из которых включает зажим Ь-образной формы, болт, проходящий через концы зажима, и расиорное приспособление, расположенное межд электродвигателем и опорной осью, ири этом последняя в месте установки стопорпого ме анизма имеет выемку, а распорное приспособление состоит из двух эластичных элементов, размещенных иа общей соединительной стяжке с возможностью перемещения, один из которых контактирует с опорной осью и электродвигателем, а другой расположен в выемке опорной оси 11 также конВо тактирует с электродвигателем.
Каждый ограничительный щит предлагаемого устройства имеет втулку, схватывающуlo опорную ось, а устройство снабжено болтом, проходящим в продольном направлении через
25 ось и втулку и служащим для фиксации положения последней, Иа фиг, 1 схемати шо изображе>ио предлагаемое устройство для регулирования глубинf I погружения буксируемых в воде объектов, обзо щии ви,f, с частичным разрезом; иа фиг. 2—
458961 узлы крепления ротора и втулки î: ориого щита I(электродвигателя; Ila ф!|г. 3 — разрез Ilo
Л вЂ” Л иа фпг. 2; на фиг. 4 — — разрез по Ь вЂ” Б иа фиг. 2; на фиг. 5 — устройст(п| в привязке его к тралу. 5
Предлагаемое устройство представляет с0бой польш цилш(дрический ротор 1, внутри которого расположена проходящая вдоль него опорная ось 2 и >кec((co соединенные с ротором иоддержива ощие элементы 3 и 4. 1-1а !0 ось 2 насажен ы иодшппиlкп 5 и 6, а по)1держива(ощис элементы связаны с (юследиимп посредство3! Втулок 7.
К концам ocll 2 прикреплены буксировочные приспособлен(и 8 и 9, служащие для 15 подкл|очения канатов 10 и 11, идущих к тралу 12. По торцам ротора установлены ограпичителы|ые щиты 13, диа3(етр которых вдьое превышает диаметр ротора 1 и которые мешают обра"-овапшо вокруг концов ротора 1 пп- 20 токов. отрицательно влияющих иа характер его работы.
Ограничительные щиты 13 имеют втулки
14, охватывающие опорную ось 2 и зафиксированные на ней с помощью зажимного меха- 25 низма, состоящего. из штуцера 15 и болта 16, проходящего в продольном направлении через опорную ось 2 и втулку 14 и обеспечивающего при затягивании штуцера 15 зажим опорной оси 2 и плотный контакт ес с втул- з0 кой 14.
Кроме того, с внутрен:(ей стороны каждого ограничительного щита 13 имеется радиально расположенный выступ 17, установленный с образованием ме1кду ((их(и ротором 1 зазо- з5 ра а шириной, достаточной для обеспечения свободного вращения ротора 1, по препятствующей проходу водного потока. Ограничительные щиты 13 пме|от также скобы 8, к которым подсоединены канаты 19, идущие и !0 тралу 12.
Для привода ротора 1 внутри него размещен трехфазный индукционный электродвигатель 20, укрепленный па опорной оси 2 двумя стопорнымп меха!шзмамп, каждый из кото- 45 рых включает зажим 21 U-обра" íîé формы и болт 22, проходящий через концы зажима 21 и стягивающий пх, и расположенное между опорной осью 2 и электродвигателем 20 распорное приспособление, образованное двумя 50 эластичными элементами 23 и 24 с цил|индр(ической поверхностью. Эти элементы размещены с возможностью перемещения на общей соединительной стяжке 25, при этом эластичный элемент 23 контактирует с опорной осью
2 |и электрод(вигателем 20, а 24 — лишь с электродвигателем 20. Элемент 24 размещен в выемке 26 (выполненной иа оси 2 в месте установки стопорного механизма), что препятствует смещению электродвигателя 20 вокруг 50 опорной оси 2 при резких движениях устройства.
Приводной вал 27 электродвигателя 20 прикреплен к зубчатому колесу 28, которое в свою очередь входит в зацепление с зубчатым 55 колесом 29, жестко связанным с поддерживающим элементом 3 и обеспечивающим таким образом вращение ротора 1.
Для обеспечения точной подгонки зубчатых колес 28 и 29 регулируют положение болта 22 и стяжки 25, изменяя таким образом расстояние между опорной осью 2 и электродвигателем 22.
Питание иа электродвигатель 20 поступает от установленного на судне 30 генератора (на чертежах не показан) по кабелю 31, проходя. щему внутр(и опорной осп 2 через отверстие 32, При установке на трале 12 нескольких устройств кабель 31 соединяется с дополнительными кабелями, идущими от этих устройств, а так:же от зонда 33, закрепленного на трале
12 с образованием общего кабеля 34.
Ротор 1, ограничительные щиты 13 |и поддерживающие элементы 3 и 4 целесообразно изготавливать пз легкого, устойчивого к коррозии материала, в основе которого лежит оргаипческий полимер, например фибергласса, а подшипники 5 и 6 использовать резиновые (c в(3дя пой смазкой) .
Уст!3ойст(3о работает сле.,> loù;(31 образом.
В процессе буксировки трала 12 на судне
30 настраивают генератор для выдачи электрического сиг Ia;Ia определенной частоты и фазы, который по кабелям 34 и 31 поступает к электродвигателю 20, вызывая вращение его в заданном направлении и с определенной скоростью. Электродвигатель 20 через зубчатые колеса 28 и 29 и поддерживающий элемент 3 приводит во вращение ротор 1, и последний в процессе вращения воздействует на характер потока воды, создавая значительный перепад давления между его частью, движущейся в направлении буксировки, и частью, движущейся в противоположном направлении.
Результирующая сила, деиствующая ?la ротор благодаря этому перепаду давления передается 1(ерез поддсржпва|ощпс элементы 3 и
4 и подцпшиикп 5 II 6 на опорную ось 2 и капаты !О и 11, позволяя управлять таким ооразом движением трала 12. Так как .величина и направление этой силы определя!отся скоростью п направлением вращения ротора 1, импульс силы п результирующее положение трала !2 можно задавать соответству(о(ц(пм выбором режима работы генератора.
Предмет изобретения
1. Ъ стро!!ство gля pcl улп!зова(I(ltt глъ бины погружения буксируемых в воде об ьектов, например рыболовных тралов, состоящее из полого цилиндрического ротора, расположенных по торцам последнего ограничительных вертикальных щитов и буксировочных ппи 1 спосоолений, служащих для подключения канатов, идущих от трала, и смонтированного внутри ротора и киисматически связанного с ипм электродвигателя с приводом от установленного иа судне генератора, отлпча ощвегя
458961 м, что, с целью повышения надежности в боте и улучшения условий обтекания ротоводным потоком, внутри ротора жестко заеилеиа опорная ось, концы которой связаны буксировочными приспособлениями.
2. Устройство по и, 1, отличающееся тем, о ротор смонтирован иа опорной оси поедством подшипников.
3. Устройство ио п. 1, отличающееся тем, о каждый ограничительный щит имеет с утренней стороны радиально расположен,ш выступ, установленный с образованием жду ним и ротором зазора шириной, доста. чиой для свободного вращения ротора, но
1епятствующей проходу потока воды.
4. Устройство llo и. 1, отличающееся тем, о электродвигатель связан с ротором зубча>й передачей и закреплен иа опорной осн посредством двух стопорных механизмов, каждый из которых включает зажим U-образной формы и болт, проходящий через концы за>кима, при этом оно рная ось в месте распо6 ложения стопорного механизма имеет выемку, а между опорной осью и электродвигателем расположено распорное приспособление, состоящее из двух эластичных элементов, размещенных на общей соединительной стяжке
1О с возможностью перемещения, один из которых контактирует с опорной осью и электродвигателем, а другой расположен в выемке и также контактирует с электродвигателем.
5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что каждый ограничительный щит имеет втулку, охватывающую опорную ось, а устройство снабжено болтом, проходящим в продольном направлении через ось и втулку и служащим для фиксации положения последней.
458961
Составитель С. Филиппова
Техред Т. 1Ииронова
Редактор Н. Спиридонова
Корректор Л. Брахнина
Заказ 1560 Изд. № 1036 Тираж 619 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Л1пншст1зов СССР
Il0 делам изобретений и открь|т п1
Москва, А;-35. Равгнскап ниб., д. -1t5
Ооп. тнп. Костромского управления пздательстп, полигра рип и кнннспо11 торгоьлп




