Способ оценки технического состояния машины
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<и 453603
Союз СоветскиХ
Социалыстических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 03.09.73 (21) 1960041 24-6 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 15.12.74. Бюллетень ¹ 46
Дата опубликования описания 17.02.75 (51) М. Кл. G Olm 15,00
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 620.178.5: 621. .432 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. П. Тихонов, В. И. Батенин и А. И. Блинников (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНЫ
Известен способ оценки технического состояния машины, например двигателя внутреннего сгора.тия, путем контроля виброакустического сигнала в избранной полосе спектра вибрации на заданном режиме работы.
Недостатком такого способа является то, что одиночный возмущающий фактор вызывает изменение уровней амплитуд всех частотных составляющих спектра. Сочетание нескольких возмущений приводит к сложному изменению спектра. Уровень сигнала одних частот уве,чичивается, а других уменьшается, что обуславливает невысокую точность распознавания неисправностей.
Предлагаемый способ позволяет повысить точность распознавания неисправностей. Это достигается тем, что определяют центр тяжести плоской фигуры, образованной вибро,граммой, и по величине и направлению смещения центра тяжести относительно эталонного выявляют вид и величину неисправности.
На фиг. 1 дана схема подключения измерительной аппаратуры к контролируемому об.ьекту; на фиг. 2 — пример разбивки спектра вибрации на прямоугольные элементы.
При реализации способа контролируемой машине 1 (см. фиг. 1) задают определенный скоростной и нагрузочный режимы, например
n = 1200 об)мин, М„. = О. В процессе работы машины вследствие действия внешних и внутренних силовых факторов, а также наличия зазоров в кинематических парах детали машины соударяются, что вызывает упругие колебания сопрягающихся деталей и корпуса машины. Упругие колебания воспринимают виброприемником 2 и передают на анализирующую аппаратуру 3. Посредством кодирующей аппаратуры, а именно аналого-циф,рового преобразователя 4, шифратора 5 и ленточного перфоратора б, уровни сигналов
10 фиксируют на каждой измеряемой частоте.
Затем по разработанному на основании конкретных данных алгоритму при помощи электронно-вычислительной машины определяют координаты центра тяжести плоской фигуры
15 (см. фиг. 2) и по величине и направлению смещения центра тяжести относительно эталонного выявляют вид и величину неисправности.
Предмет изобретения
Способ оценки технического состояния машины, например двигателя внутреннего сгорания, путем контроля виброакустического сигнала в избранной полосе спектра вибрации
2s на заданном режиме работы, о т л и ч а ющи и с я тем, что, с целью повышения точности, определяют центр тяжести плоской фигуры, образованной впброграммой, и по величине и направлению смещения центра тяжеЗО сти относительно эталонного выявляют вид и величину неисправности.
453603
1 i J
Фиг z
Составитель О. Голованов
Редактор А. Пейсоченко Текред Е. Борисова Корректор Т. Хворова
Заказ 35/4 Изд. № 1940 Тираж 760 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2

