Привод стержня аварийной защиты
О П И C À-- Н- И -4 .-,, 45I399
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Ганн.-.ли;тк iских
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 06.02.73 (21) 1880789/26-25 с присоединением заявки ¹ (32) Приоритет
Опубликовано 15.03.75. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 29.04.75 (51) М. gë. 6 21с 7/36
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретениЙ и открытий (53) УДК 621.039.54 (088.8) (72) Лвторы изобретения
В. С. Востоков, P. П. Темнов и Ю. П. Фомин (71) Заявитель (54) ПРИВОД СТЕРЖКЯ АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ
Изобретение относится к управлению ядерными реакторами и может быть использовано в приводах исполнительных механизмов стержней аварийной защиты (A3).
Известны исполнительные механизмы стержней АЗ с линейными асинхронными электродвигателями (ЛАД) и удерживающим электромагнитом (ЭМ) .
Известный исполнительный механизм имеет стержень-поглотитель, жестко и непосредственно соединенный с ротором ЛАД, который перемещается в герметичной трубе, представляющей собой магнитопровод, на наружной стороне которого расположены обмотки статора ЛАД и удерживающего электромагнита ЭМ.
Обмотка статора ЛАД представляет собой последовательно расположенные цилиндрические катушки, подключаемые к сети трехфазного переменного тока.
Обмотка удерживающего ЭМ подключается к сети постоянного тока.
Однако известный исполнительный механизм АЗ отличается тем, что при подключении к источнику питания промышленной частоты стержень АЗ взводится за 1 — 2 сек и тем самым не обеспечивается ядерная безопасность.
Цель изобретения — повышение ядерной безопасности реактора при взводе стержчей АЗ без усложнения кинематической схемы и увеличения габаритов привода.
Для этого обмотка ЭМ выполнена из трех одинаковых катушек при соединении их по схеме «звезда» и подключением источника постоянного тока одновременно с источником переменного тока, питающего обмотку статора ЛАД, также соединенную по схеме «звезда» к нейтралям этих звезд.
При этом в ЛЛД возникает дополнительный динамический тормозной момент, обеспечивающий уменьшение скорости взвода стержней в 10 — 100 раз по сравнению с известным приводом без уменьшения пускового момента двигателя.
На фиг. 1 показана схема управления приводом АЗ; на фиг. 2 — электрическая схема.
Стержень-поглотитель 1 аварийной защиты приводится в движение при подъеме линейным асинхронным двигателем 2 и удержива20 ется в верхнем крайнем положении трехкатушечным электромагнитом 3.
Обмотки ЭМ расположены последовательно на трубе-магнитопроводе 4. Обмотки ЛАД 5 запитываются переменным током от источни25 ка 6. Постоянный ток от источника 7 подается между нейтралями этих звезд.
Таким образом, обмотка статора запитывается одновременно переменным и постоянным током. При этом в ЛАД возникают два мо30 мента: движущий и тормозной динамический, вследствие чего скорость подъема стержня уменьшается.
51399
3
После подъема стержней АЗ ЛАД отключается по переменному току, а постоянный ток, протская по обмоткам ЭМ и двигателя, обеспечивает удержание стержня в верхнем поло- жении.
Предмет изобретения
Привод стержня аварийной защиты ядерного реактора, содержащий линейный асинхронный электродвигатель, удерживающий электромагнит, источники постоянного и переменного тока, отличающийся тем, что, с целью замедления взвода стержня, электромагнит выполнен трехобмоточным, обмотки двигателя и электромагнита соединены по схеме «звезда» и подключены к источнику переменного тока, а к нейтралям этих «звезд» подключен источник постоянного тока, уу

