Способ изготовления коленчатого вала
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АМТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 447010 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.02.73 (21) 1891435/25-8 (51) М. К, В 24 В 39/00 с присоединением заявки №
Государственный комитет
Совета Миииотров СССР оо делам изобретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.02.77Бюллетень № (4б) Дата опубликования описания 20.04.77 (53) УДК 621.923.77 (088.8) Е. A. Никитин, P. А. Семенов, М. А. Салтыков, Г. Л. Васильев, М. Н. Горбунов, А. И. Ермолаев, Н. Н. Кириленко и А. В. Дормидонтов (72) Авторы изобретения
Коломенский тепловозостроительный завод им. В. В, Куйбышева (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение при изготовления валов пластическим деформированием.
Известны способы изготовления коленчатых валов с азотированным слоем, снимаемым частично механической обработкой.
Предлагаемый способ отличается от известных тем, что азотированный слой в гал-1О телях удаляют полностью механической обработкой, а затем галтели подвергают поверхностному пластическому деформированию.
Это повышает усталостную прочность и стойкость вала к разовым динамическим пе- <5 регрузкам, упрощает поавку его, уменьшает остаточное коробление.
Припуски на механическую обработку галтелей подбираются такими, чтобы между упрочненной галтелью и границами азотированного слоя на шейке и щеке имелась разделительная неупрочненная зона, шириной
1-5 мм, что исключает возможность разрушения азотированного слоя при накатке.
Пониженное сопротивление деформациям азотированного вала с галтелями, в которых азотированный слой полностью удален, объясняется тем, что сталь и чугун с шаровидным графитом, например, в улучшенном или нормализованном состоянии при достижении предела текучести способны пластически деформироваться, т. е. получать остаточную деформацию.
Правка вала с галтелями, в которых полностью удален азотированный слой, осуществляется легко, процесс становится управляемым.
Последующий механический наклеп галтелей, выполняемый после технологических операций правки, в значительной мере восстановливает временно сниженные при удалении аз отир овани ого слоя (в галь телях) упругие свойства вала и создает в итоге требуемый комплекс показателей в виде сопротивления переменным нагрузкам, с опротивления разовым ударным перегрузкам, сопротивления формоизменению, которые необходимы для обеспечения надежной работы
447010
Составитель Л. Ярхо
Редактор Э. Шибаева Техред 0 Луговая Корректор Н. Бугакова
Заказ 02/1 1 1 Тираж 1122 П одписн ое
ЦНИИПИ Гасударственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва„Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 вала на форсированном транспортном дизеле в условиях длительной эксплуатации.
В значительной мере устраняется рицательное влияние на статическую и усталостную прочность структурных превращений, происходящих в сталн и чугуне с шаровидным графитом в процессе азотирования и сопровождающихся обычно снижением твердости и прочности.
Ф ормула из обретения
Способ изготовления коленчатого вала с азотированным слоем, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения
5 усталостной прочности и стойкости вала к разовым динамическим перегрузкам, азотированный слой в галтелях удаляют полностью, а затем галтели подвергают поверхностному пластическому деформированию.

