Устройство для стопорения гайки на резьбовом стержне
т ткЗЗНАЯ бнблиотеиа ЫБА 1
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (») 4440 3
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 02.04.73 (21) 1901792/25-27 (51) М. Кл. F 16Ь 39/10 с присоединением заявки №
Государственный комитет
Совета Министров СССР (32) Приоритет
Опубликовано 25.09.74. Бюллетень ¹ 35
Дата опубликования описания 04,05.75 (53) УДК 621.882.5 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретен ия
А. С. Гаицевич и М. А. Добкин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ ГАЙКИ
НА РЕЗЬБОВОМ СТЕРЖНЕ
Изобретение относится к области машиностроения.
Известно устройство для стопорения гайки на резьбовом стержне с помощью стопорного элемента, установленного в диаметральном пазу стержня и взаимодействующего с внутренним храповым венцом гайки, отделенным от резьбы кольцевой канавкой.
Однако известное устройство не обеспечивает достаточной надежности стопорения.
Предлагаемое устройство в отличие от известного имеет стопорный элемент, выполненный из двух частей, подпружиненных одна к другой и сочлененных между собой с помощью торцового выступа, имеющегося на одной части, и вилки — на другой, причем взаимодействующие с храповым венцом концы стопорного элемента имеют скосы и заведенные в кольцевую канавку гайки выступа, а диаметральный паз стержня выполнен íà его торце.
Кроме того, стержни имеют монтажные углубления.
Второй вариант устройства имеет стопорный элемент, выполненный монолитным, в виде z-образной пружинящей пластины.
На фиг. 1 изображено резьбовое соединение в разрезе; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3, 4, 5 и 6 — стержни в двух проекциях; на фиг. 7 — вид по стрелкам А и Б на фиг. 5 и 6; на фиг. 8 — второй вариант резьбового соединения; на фиг. 9 — стопорный элемент, вид сбоку.
5 Гайка 1 содержит храповой венец 2 с внутренними зубьями 3, с которыми входят в зацепления стержни 4 и 5, помещенные в пазу
6 болта (шпильки) 7.
Стержень 4 имеет выступ 8, а стержень 5—
I0 прорезь 9, которые предназначены для взаимного вилочного их соединения. Кроме того, стержни 4 и 5 имеют по концам частичные скосы 10 для взаимодействия с зубьями 3 и образованные скосами 10 выступы 11, заходя15 щие под зубья 3 в кольцевую канавку 12, чем исключается возможность их осевого смещения. Стержни 4 и 5 имеют также глухие отверстия 13, в которых расположена пружина
14. Для извлечения стержней с пружиной 14
20 из паза 6 болта 7 предусмотрены отверстия
15 (для монтажа) .
Гайку 1 как обычную гайку (без стержней 4 и 5) наживляют на болт 7 и затягивают с заданным крутящим моментом. После этого
25 стержни 4 и 5 в сборе с пружиной 14 с помощью пинцета сближают, вставляют в паз 6 болта 7 и отпускают. При этом стержни 4, 5 своими выступами 11 зайдут под зубья 3 в кольцевую канавку 12, а скосами 10 войдут в
ЗО контакт с зубьями 3.
444013
Cue 7
При случайном или преднамеренном приложении критического момента свертывания гайки зубья 3 внутреннего храпового венца 2 упрутся в плоскости стержней 4 и 5, расположенных в пазу б болта 7, и исключат возмож- 5 ность поворота и свертывания се с резьбовой нарезки.
Если необходимо, гайку можно затянуть дополнительно, при этом скошенные зубья 3 внутреннего храпового венца 2 отожмут lo стержни 4 и 5, которые при каждом повороте венца 2 на один зуб будут заскакивать во впадины ы зубьев 3.
Второй вариант устройства имеет стопорный элемент, выполненный в виде z-образной пру- 15 жинящей пластины 1б со скосами 17, взаимодействующими с храповым венцом 2 гайки 1, и выступы 18, заведенные в кольцевую канавку 12 гайки 1.
Работает устройство аналогично первому 20 варианту.
Предмет изобретения
1. Устройство для стопорения гайки на резьбовом стержне с помощью стопорного эле- 25 мента, установленного в диаметральном пазу стержня и взаимодействующего с внутренним храповым венцом гайки, отделенным от резьбы кольцевой канавкой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьпиения надежности соединения, стопорный элемент выполнен из двух частей, подпружиненных одна к другой и сочлененных между собой с помощью торцового выступа, имеющегося на одной части, и вилки — на другой, причем взаимодействующие с храповым венцом концы стопорного элемента имеют скосы и заведенные в кольцевую канавку гайки выступы, а диаметральный паз стержня выполнен на его торце.
2. Устройство по и. 1, от л и ч а ю ще е с я тем, что части стопорного элемента имеют монтажные углубления.
3. Устройство по п. 1, о тл и ч а ю ще ес я тем, что стопорный элемент выполнен монолитным, в виде z-образной пружинящей плаСТИН 6Т.
444013
Фиг 3!! <5
- !- uñ. б! б
Ф гВ
Фиг. g
Составитель И. Проконнчев
Редактор Д. Пинчук Техред T. Миронова Корректор А. Дзесова
Заказ 1035(2 Изд. ¹ 479 Тираж 875 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Я-З5, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова. 2
Фиг.5
Bud 4,5


