Устройство для моделирования процесса обслуживания очереди пассажиров в кассетах
О П И С А Н И Е (и) 44339 О
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сонц Советских
Соцналнстнческнх
Республик (61) Зависимое от авт. свидетель=тва (22) Заявлено 01.02.72 (21) 1743867/18-24 с присоединением заявки ¹ (32) Приоритет
Опубликовано 15.09.74. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания 04.06.75 (51) М. Кл. G 061 15,!34
Государственный комнтет
Совета Министров СССР
IIo делам нэобретеннй и открытий (53) УДК 081,32(088.8) (72) Автор изобретения
К). М. Федорко (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА
ОБСЛУЖИВАИИЯ ОЧЕРЕДИ ПАССАЖИРОВ В КАССАХ
Изобретение относится к вычислительной гехи ике.
Известно устройство для моделирования процесса обслуживания пассажиров в кассах, содержащее блок моделирования работы кассиров, блок моделирования опроса касс диспетчером, блок моделирования времени обработки требования диспетчером.
Г; иелью расширения функциональных возможностей i„ åäëàãàåìî устройство дополнительно содержит блок моделирования процесса образования очереди пас.-ажиров у касс, состоящий из генератора случайных импульсов «ИЛИ», счетчика час.:а пассажиров, двух дифференцирующих цепей, двух управляющих вентилей, двух трупп последовательно соединенных вентилей, двух сдвигающих регистров и триггера управления, причем счетный вход триггера управления соединен с генератором случайных импульсов, а выходы триггера через дифференцирующие цепи подключены к единичным входам первых разрядов сдвигающих регистров непосредственно и к единичным входам остальных разрядов через соответствующие вентили первой и второй групп вентилей, другие входы которых подключены к единичным выходам соответствующих разрядов регистров, при этом выходы последних вентилей каждой группы через собирательную схему «ИЛИ» подключены к счетчику числа пассажиров, первый вход каждого из управляющих вентилей соединен с единичным выходом первого разряда соответствующего сдвигающего регистра, а их
5 второй вход и выход связаны соответственно с первым выходом и входом блока моде... Ipoванпя работы кассиров, прп этом второй выход каждого из блоков моделирования работы кассиров подключен к шине сдвига соот10 ветству,ощего сдвпгающего регистра.
На чертеже приведена блок-схема предлагаемого устройства.
Устройства содержат блок модслированш; процесса образования очереди пассажиров у
15 касс, включающий в себя генератор 1 случайных импульсов, триггер 2 уира";.ëåíïë, дифференцирующие цепи 3, сдвигающис регистры
4, последовательно соединенные гентпли 5 и управляющие вентили 6; два блока модслиро20 вапия работы кассиров, состоящие из генератора 7 случайных импульсов, счетчика 8, вентилей 9 запроcà, триггера 10 готовности, вентиля 11 выборки кассы; блок моделирования опроса касс диспетчером, включающий в себя
25 генератор 12 импульсов, вентиль 13, счетчик
14, дешифратор 15, схему «ИЛИ» 16 и инвертор 17; блок моделирования времени обработки требования диспетчером, включающий в себя генератор 18 импульсов, преоб30 разователь 19, вентили 20, триггер 21, кроме
443390
3 того, устройство содержит схему «ИЛИ» 22, вентиль 23, схему «ИЛИ» 24, счетчик 25 и счетчик 26.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
Количество импульсов в генераторе пропорционально среднему числу пассажиров, подходящих к двум кассам за билетами. Генератор 1 подключен па счетный вход триггера 2 управления, выходы которого подключены на дифференцирующие цепочки 3 для надежного запускания регистров 4. Последние моделируют процесс образования очереди у билетных касс по мере заполнения их разрядов. Выход дифференцирующей цепочки одновременно подключается на вход вентилей 5.
При поступлении первого импульса от генератора 1 триггер 2 управления устанавливается в «1» и высокий потенциал через дифференцирующую цепочку 3 переводит первый разряд регистра 4 в «1». Моделируется процесс подвода первого пассажира в кассе № 1. С выхода первого триггера регистра 4 потенциал поступает на вентиль 6 и открывает его. Генератор 7 случайных импульсов выдает сигналы на счетчик 8, время заполнения которого соответствует времени обращения пассажира в кассу.
В момент обращения пассажира в кассу генератор 1 выдает сигнал, переводящий триггер 2 управления в «О», а сигнал с его выхода через вторую дифференцирующую цепочку поступает на регистр кассы № 2. От импульсов генератора 1 срабатывает триггер
2 управления и поочередно возбуждает свои выходные шины; от этих сигналов заполняются регистры 4. Если в очередь кассы № 1, например, стоит четыре пассажира, то четыре триггера регистра 4 находятся в едипичном состоянии и своими высокими потенциалами открывают вентили 5, таким образом моделируется подход пассажиров к кассовым окнам. Следовательно, пятый импульс, пройдя четыре вентиля 5, через пятый вентиль не проходит, так как пятый триггер находится в нулевом положении. Пятый импульс переводит пятый триггер в единичное состояние и подготавливает цепь для прохождения шестого.
Время обращения пассажира в кассу соответствует времени заполнения счетчика 8, который с вентилем 9 запроса, триггером 10 готовности и вентилем 11 выборки кассы моделирует работу кассиров во время принятия требований на билет и дает сигнал на связь с диспетчером вентиля 11.
Опрос касс диспетчером моделируется генератором 12, вентилем 13, счетчиком 15, дешифратором 15 опроса, схемой «ИЛИ» 16 и схемой «НЕ» 17. Кассы опрашиваются поочередно, а та, у которой имеется готовое требование, подключается к диспетчеру.
Генератор 18 и преобразователь 19 моделируют время обработки требования диспетчером. Выход с вентиля 20 устанавливает триггер 10 в «О». На входе вентиля 11 и на собирательной схсме 16 находится низкий потенциал, на выходе схемы 17 — высокий; следовательно, опрос касс возобновляется. Одновременно сигнал с вентиля 20 устанавливает в «1» триггер 21, а через схему «ИЛИ»
22 счетчик 8 устанавливает этот триггер в
«О». Счетчик 8 начинает заполняться от датчика 7 до появления выходного сигнала с вентиля 23. Это время соответствует оформлению билета кассиром и расчету с пассажиром. Появление сигнала с вентиля 23 устанавливает триггер 21 в «О», что дает возможность принятия следующего требования на билет и одновременно производит сдвиг в регистре 4, т. е. следующий пассажир подает заявку па билет. Количество обращений данной кассы к диспетчеру фиксируется в счетчиках 26.
Если время обработки требований (выдачи билетов) больше, чем скорость поступления заявок пассажиров в кассу, то образуется очередь, заполняются все разряды регистра
4, при этом сигналы, пройдя все открытые вентили 5, так как триггеры регистра находятся в единичном состоянии, через схему
«ИЛИ» 24 регистрируются в триггерном счетчике 25.
При изменении частоты поступления импульсов от генератора 1 моделируется подход пассажиров к кассе; при изменении количества разрядов регистра 4 изменяется длина очереди.
При изменении времени обработки требований на билеты изменяется цикл работы всей моделирующей системы. При изменении всех этих параметров создается возможность исследовать и выбирать оптимальный режим работы реальной системы обслуживания пассажиров.
Предмет изобретения
Устройство для моделирования процесса обслуживания очереди пассажиров в кассах, содержащее два блока моделирования работы кассиров, соединенные с блоком моделирования опроса касс диспетчером и блоком моделирования времени обработки требования диспетчером, о тли ч а ю щ ее с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, оно дополнительно содержит блок моделирования процесса образования очереди пассажиров у касс, состоящий из генератора случайных импульсов, схемы «ИЛИ», счетчика числа пассажиров, двух дифференцирующих цепей, двух управляющих вентилей, двух групп последовательно соединенных вентилей, двух сдвигающих регистров и триггера управления, причем счетный вход триггера управления соединен с генератором случайных импульсов, а выходы триггера через дифференцирующие цепи подключены к единичным входам первых разрядов сдвигаю443390
Составитель В. Кульков
Текред H Куклина
Редактор T. Морозова
Коррскторьп В. Петрова н О. Данишева
Заказ 1206, 5 Изд, № 273 Тираж 624 Подпис1 кос
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открьпий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 щих регистров непосредственно и к единичным входам остальных разрядов через соответствующие вентили первой и второй групп вентилей, другие входы которых подключены к единичным выходам соответствующих разрядов регистров, при этом выходы последних вентилей каждой группы через собирательную схему «ИЛИ» подключены к счетчику нисла пассажиров, первый вход каждого из управлякпцих пентнлей соединен с едшшчным выходом . срвого разряда соответствующего сдвигающего регистра, а их второй вход и выход связаны соответственно с пер5 вым выходом и входом блока моделирования работы кассиров, при этом второй вход каждого из блоков моделирования работы кассиров подключен к шине сдвига соответствующего сдвигающего регистра.


