Способ управления гистерезисным электродвигателем
ж т!»
6-А"
О П И Н" И"-Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ (и) 439882
Союз Советскими
Социалистимвских
Реслу блик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 28.02.72 (21) 1752925/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 15.08.74. Бюллетень N 30
Дата опубликования описания 28.01.75 (51) И. Кл. Н 02k 19/08
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР ео делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.323 (088.8) (72) Авторы изобретения
Г. И. Гуров, И. H. Орлов и В. И. Нагайцев
Московский ордена Ленина энергетический институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГИСТЕРЕЗИСНЫМ
ЭЛ ЕКТРОДВ И ГАТЕЛ ЕМ
Изобретение относится к области электротехники.
Известен способ управления гистерезисным электродвигателем путем увеличения магнитной индукции в роторе на период запуска электродвигателя и последующего снижения магнитной индукции .в синхронном режиме, Чем больше увеличение вращающего момента на время разгона, тем больше рабочий магнитный поток, потоки рассеяния и магнит. ная жесткость материала ротора, а следовательно, выше потери мощности в гистерезисном электродвигателе (в меди и магнитопроводе статора, добавочные потери в роторе и конструктивных элементах) и ниже его к.п,д. в рабочем синхронном режиме. Из-за вполне определенного требуемого значения степени форсирования напряжения при перевозбуждении, обеспечивающего максимальный к.п.д., дальнейшее снижение, напряжения и магнитной индукции хотя и приводит к снижению потерь в магнитопроводе статора и добавочных потерь в роторе и конструктивных элементах (пропорциональных квадрату индукции), но увеличивает потери в меди обмотки вследствие возрастания реактивного и полного тока. При этом полные потери увеличиваются и к,п.д. снижается. Предлагаемый способ позволяет повысить к.п,д. электродвигателя. Это достигается тем, IT0 в рабочем режиме до снижения магнитной индукции в роторе производят его частичное размагничивание убывающим переменным относительно ротора магнитным полем.
5 В зависимости от условий реализации частичное размагничивание вращающегося ротора и снижение возбуждения можно осуществить различными известными способами и при любой скорости вращения, например сниже10 нием напряжения питания перед входом ротора в синхронизм, а также после входа его в синхронизм с одновременным изменением частоты, противовключением, включением обмотки на источник постоянного тока, закорачи15 ванием фаз и др.
На фиг. 1 — 4 представлены графики, поясняющие описываемый способ.
По оси абсцисс отложено время t по оси ординат — частота f и напряжение U пита20 ния электродвигателя. Законы управления частотой и напряжением во времени содержат три участка. Первый участок соответствует запуску, второй — режиму размагничивания ротора и снижения возбужде25 ния электродвигателя, а третий — перевозбуждению. Комбинацией указанных участков можно увеличить количество возможных вариантов управления.
Фиг. 1 иллюстрирует размагничивание и
30 уменьшение возбуждения путем снижения на439882 пряжения питания до входа ротора в синхронизм. После синхронизации ротора с полем в момент времени t осуществляют перевозбуждение двигателя путем снижения нанряжения.
Фиг. 2 — 4 иллюстрируют размагничивание и уменьшение возбуждения после входа ротора в синхронизм с одновременным изменением частоты по отношению к начальному значению частоты питания в момент времени 1р, и перевозбуждение после повторной синхронизации ротора с полем в момент времени 1р,. Размагничивание осуществляют путем снижения напряжения и незначительного уменьшения частоты (см. фиг. 2), противовключением (см. фиг. 3, где условно показано изменение знака частоты, что соответствует изменению направления вращения поля), переключением обмотки на источник постоянного тока с уменьшающимся напряжением (см. фиг. 4). Перевозбуждение двигателя осуществляют снижением напряжения (см. фиг. 2), кратковременным ,импульсом напряжения (фиг. 3), амплитуда которого в частном случае может быть равна амплитуде пускового напряжения, а также перебросом фаз (см. фиг. 4, где переброс фаз условно представлен кратковременным обрывом питания).
Предлагаемый способ может найти применение преимущественно для управления гироскопическими электродвигателями, когда вращающие моменты при запуске и в рабочем режиме отличаются более чем .в 10 раз. Дополнительная эффективность способа состоит в одновременном снижении интенсивности поля рассеяния вокруг гироскопического электродвигателя, что позволяет повысить точность
10 гироприбора. Наиболее эффективно способ может быть реализован в случае, когда электродвигатель по условиям применения, работает от раздельных пускового и рабочего источников питания.
Предмет изобретения
Способ управления гистерезисным электродвигателем путем увеличения магнитной ин20 дукции в роторе на период запуска электродвигателя и последующего снижения магнитной индукции в синхронном режиме, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения к.п.д., в рабочем режиме до снижения магнитной ин25 дукции в роторе производят его частичное размагничивание убывающим переменным относительно него магнитным полем.
439882
tp
Фиг 1 грг
Рию 2! ! р! fp2
4uz 1
Риг У
Составитель В. Комаров
Техред Г. Васильева
Редактор А. Пейсоченко
Ко р ректо р О. Тюрина
Заказ 37207 8 Изд. № 1925 Тираж 722 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
1
1 ! ! и
i! ! ! ! i j !


