Патент ссср 432736
пц 432736
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимый от патента (22) Заявлено 20.05.71 (21) 1662277/24-7 (51) М. Кл. H 02k 5/20 (32) Приоритет 22.05.70 (31) 7060/70 (33) Нидерланды
Опубликовано 15.06.74. Бюллетень № 22
Государственный комитет
Совета Министров СЯОЯ по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.313.17 (088.8) Дата опубликования описания 14.11.74 (72) Автор изобретения
Иностранец
Стиг Леннарт Халлербэк (Швеция) Иностранная фирма
«СКФ Индустриеле Хандель-ен Онтвиккелинг Маатсхаппий Н. В.э (Нидерланды) (71) Заявитель
@ 1 (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
Изобретение относится к области электромашиностроения.
Известны электрические машины с подшипниковыми щитами чашеобразной формы, которые по внешнему диаметру прикреплены к статору внутри лобовых частей обмотки последнего, причем в указанных подшипниковых щитах выполнены отверстия для прохода охлаждающего воздуха, расположенные в один ряд по окружности.
Улучшение охлаждения обеспечивается за счет того, что отверстия в подшипниковом щите для прохода охлаждающего воздуха расположены в два ряда по окружности, а подшипниковый щит может иметь два кольцевых участка с различной степенью конусности, причем внутренний ряд отверстий расположен на участке с меньшей конусностью. Между участками подшипникового щита с рядами отверстий может иметься кольцевой участок с обратной конусностью.
На фиг. 1 показана предложенная электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 — частичный разрез машины, подшипниковые щиты которой имеют два участка с различной степенью конусности; на фиг. 3— частичный разрез машины, подшипниковые щиты которой имеют кольцевой участок с обратной конусностью.
Электрическая машина, показанная на фиг. 1, например, электродвигатель, содержит шихтованный сердечник 1 статора с обмоткой
2, лобовые части которой видны на чертеже.
5 Подшипниковые щиты 3 прикреплены к статору внутри лобовых частей обмотки. Ротор 4 насажен на вал 5, который вращается в подшипниках 6, установленных в подшипниковых щитах 3.
10 Подшипниковый щит имеет два ряда расположенных по окружности отверстий 7 и 8.
Внутренний ряд отверстий 7 расположен как можно ближе к оси машины, а внешний ряд отверстий 8 — к части подшипникового щита
15 с наибольшим диаметром, причем отверстия 8 обращены к лобовым частям обмотки статора.
При работе электродвигателя воздух из атмосферы засасывается в полость ротора 9 че20 рез отверстия 7, а выбрасывается через отверстия 8, как это показано стрелками 10 и
11. Выходящий воздух огибает и проходит сквозь лобовые части обмотки, охлаждая их.
Подшипниковый щит закреплен в статоре по25 средством отвердевающего вещества 12 и центрируется наружной цилиндрической поверхностью 13.
На фиг. 2 показана электрическая машина
30 с подшипниковым щитом, имеющим два коль432736 цевых участка с различной степенью конусности. Участок, на котором распоЛожен внутренний ряд отверстий 7, выполиеи с большей конусностью, а участок, на котором расположен внешний ряд отверстий 8 — с меньшей конусностью. На торцовой части 14 ротор 4 имеет выступы 15, которые обычно изготовляются литыми вместе с короткозамкнутой обмоткой ротора и значительно усиливают поток охлаждающего воздуха.
На фиг. 3 подшипниковый щит электрической машины имеет между участками с внешним и внутренним рядами отверстий кольцевой участок 16 с обратной конусностью, т. е. больший диаметр эт6Ь конической части обращен в сифону подшипника, а меньший— в сторону ротора. В этом случае допускается некоторое аксиальное смещение подшипника
6 ротора, увеличивается поверхность охлаждения подшипникового щита и повышается эффективность использования внешнего ряда вентиляционных отверстий.
Предмет изобретения
1. Электрйческая машина, содержащая статор, ротор и, по крайней мере, один подшипниковый щит чашеобразной формы с отверстиями для прохода охлаждающего воздуха, который по внешнему диаметру прикреплен к статору внутри лобовых частей обмотки последнего, отл и ч а ющийся тем, что, с
10 целью улучшения охлаждения, указанные отверстия расположены в два ряда по окружности.
2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что чашеобразный подшипниковый щит имеет
1s два кольцевых участка с различной степенью конусности, причем внутренний ряд отверстий расположен на участке с большей конусностью, а внешний — на участке с меньшей конусностью.
20 3. Машина по п. 1, отлич а юща я ся тем, что между участками подшипникового щита с рядами отверстий имеется кольцевой участок с обратной конусностью.
432736
11 7
5 6 У 1Ф
Фиг. 2
Составитель А. Лисов
Редактор К. Шанаурова Техред Г. Дворина Корректор В. Кочкарева
Заказ ЗООЗ/15 Изд. № 1802 Тираж 722 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, К-З5, Раушская наб., д, 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2


