Роликовая обгонная муфта
О П И C À Í И Е (») 4323È
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соввтских
Социалистимвских
Рвслублик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 06.05.71 (21) 1661256/25-27 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 15.06.74. Бюллетень № 22
Дата опубликования описания 05.11.74 (51) М. Кл. F 16d 41/07
Государственный комитет
Соаета Министроа СССР оо делам нэобретаний н откРытий (53) УДК 621.825.5 (088.8) (72) Автор изобретения
В, В. Воробьев (71) Заявитель (54) РОЛИКОВАЯ ОБГОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть применено в транспортных машинах, в металлорежущих станках и т. д.
Известна роликовая обгонная муфта, содержащая внутреннюю и наружную полумуфты, вспомогательную шариковую обгонную муфту, поворотное кольцо которой связано со снабженными пружинами кручения роликами, выполненными в виде поворотных шпонок и установленными в профилированных выемках внутренней полумуфты.
Особенностью предложенной роликовой оогонной муфты является то, что в ней каждая пружина кручения смонтирована в осевом отверстии, выполненном в цилиндрической части ролика, и одним концом жестко связана с последним, а другим зафиксирована в кольцевой канавке внутренней полумуфты, при этом один из торцов каждого ролика выполнен с двумя выступами: одним — ограничивающим поворот при включении муфты, и другим— расположенным в пазу поворотного кольца вспомогательной шариковой обгонной муфты.
Кроме того, между полумуфтами установлена цилиндрическая обойма, охватывающая ролики.
Такая конструкция позволяет повысить чадежность муфты в работе и упростить сборку.
На фиг. 1 изображена муфта в продольном
2 разрезе (разрез по А-А); на фиг. 2 — разрез по Б-Б на фиг. 1; на фиг. 3 — частичный разрез по В-В на фиг. 1; на фиг, 4 — разрез по
Г-Г на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез по Д-Д tHa фиг. 1; на фиг. 6 — ролик и пружина кручения.
Муфта содержит внутреннюю полумуфту 1, наружную полумуфту 2, обойму 3, ролики 4 с пружинами 5, вспомогательную шариковую
10 обгонную муфту, состоящую из неподвижного кольца 6, поворотного кольца 7, шариков 8, двух шайб 9 и 10 и пружины 11. Муфта в собранном и отрегулированном положении фиксируется стопорным кольцом 12, винтами
15 13, щечками 14 и 15, зафиксированными винтами 16.
Внутренняя полумуфта 1 имеет равномерно распсложенные профилированные выемки, параллельные оси вращения полумуфты, а на20 ружная полумуфта 2 — равномерно расположеннь:е зубья.
Ролик 4 имеет с одного конца срез 17, величина которого равна разности наружной поверхности и основания выемок внутренней
25 полумуфты 1, а с другого конца — выступы
18 и 19 и глухое отверстие 20.
Пружина кручения 5 одним концом 21 входит в отверстие 22 ролика 4, а другим концом
23 фиксируется в кольцевон канавке 24, вы30 полненной на торце внутренней полумуфты 1, 432311
Обойма 3 является опорой для роликов 4 и воспринимает центробежные нагрузки при работе муфты.
Шариковая обгонная муфта служит для поворота роликов 4 в выемках внутренней полумуфты 1, благодаря чему включается роликовая обгонная муфта.
Неподвижное кольцо 6 имеет радиальные пазы 25. Одна стенка каждого паза ровная, а другая — с уступами. Глубина уступа составляет приблизительно 0,4 диаметра шарика.
Поворотное кольцо 7 имеет эксцентричный желоб 26 и пазы 27, охватывающие с зазором выступ 18 роликов 4. Кольцо 7 установлено в наружной, полу. муфте 2 свободно.
Шарики 8 размещены в радиальных пазах
25 неподвижного кольца 6 и в эксцентричном желобе 26 поворотного кольца 7, Шайба 9 служит для подтормаживания шариков 8 и имеет глухие отверстия, в которых устанавливаются пружины 11. В собранной муфте пружины 11 прижимают шайбу 9 к шарикам 8, а шайбу 10 — к торцу наружной полумуфты 2.
Винты 13 стопорят неподвижное кольцо 6 от возможных осевых перемещений и проворотов относительно наружной полумуфты 2; отверстия в кольце 6 под концы винтов 13 выполняются после регулировки муфты.
Порядок сборки и регулировки муфты: — вложить в отверстия роликов 4 пружины
5, предварительно закрутив их; край выступа
19 ролика должен упираться в конец 23 пружины 5, не давая ей раскручиваться; — вложить ролики 4, собранные с пру>кинами 5, в выемки внутренней полумуфты 1; завести конец 23 каждой пружины в кольцевую канавку 24 на торце полумуфты 1; — надеть поворотное кольцо 7 на полумуфту 1 так, чтобы в пазы 27 кольца 7 вошли выступы 18 роликов 4; — собрать щечку 14 с полумуфтой 1, прикрутив ее винтами 16; — установить полумуфту 1 с собранными деталями на горизонтальную плоскость щечкой 14 вниз; — надеть кольцо 6 на полумуфту 1, положив его на кольцо 7; — вложить шарики 8 через радиальные пазы 25 кольца 6 в эксцентричный желоб 26 кольца 7; — вложить в расточку кольца 6 шайбу 9 отверстиями для пружин 11 вверх; — установить пружины 11 в отверстия шайбы 9; — вложить в расточку кольца 6 шайбу 10 отверстиями для пружин 11 вниз так, чтобы пружины 11 оказались утопленными в этих отверстиях, надеть на ролики 4 поворотную обойму 3; — надеть наружную полумуфту 2 на кольцо
7, кольцо 6 и полумуфту 1 до упора ее торца з торец кольца 6; — собрать щечку 15 с полумуфтой 2 и полумуфтой 1, прикрутив ее винтами 16;
65 — установить собранную муфту на горизонтальнук> поверхность щечкой 15 вниз; — вставить стопорное кольцо 12 в канавку наружной полумуфты 2; — завинтить винты 13 до упора их в кольцо
6 (не засверливая кольцо 6); — установить полумуфту 1 на неподвижный шлицевой вал, поворачивать полумуфту 2 в сторону сцепления до тех пор, пока ролики
4, поворачиваясь вокруг своих осей, не упрутся в поверхности зубьев полумуфты 2; — ослабив винты 13, развернуть кольцо 6 на необходимый угол; завинтить винты 13 до упора; поворачивая полумуфту 2 в сторону сцепления до упора роликов 4 в ее зубья, добиться, чтобы угол поворота роликов вокруг своих осей в процессе сцепления составлял
35 —:40 ; — вывинтить винты 13, засверлить отверстия в кольце 6 под концы винтов 13; завинтить винты 13 до упора; концы винтов раскернить.
Работа муфты.
При анализе работы предлагаемой муфты принято, что наружная -полумуфта 2 соединена с ведущим валом, а внутренняя полумуфта
1 — с ведомым валом.
При вращении ведущего вала происходит поворот наружной полумуфты 2, кольца 6, шайб 9 и 10, причем внутренняя полумуфта
1, ролики 4, пружины 5, поворотное кольцо
7, обойма 3, щечки 14 и 15 остаются неподвижными. Шарики 8 катятся по эксцентричному желобу 26 поворотного кольца 7 до упора в стенку с уступами радиального паза
25 кольца 6. Шарики, перемещаясь по эксцентричному желобу 26 поворотного кольца
7, одновременно перемещаются вдоль радиальных пазов 25 кольца 6 и, по крайней мере, один из шариков упирается в цилиндрическую часть уступа стенки радиального паза 25.
При дальнейшем повороте наружной полумуфты 2 и кольца 6 этот шарик заклинивается в эксцентричном желобе 26 и прижимает поворотное кольцо 7 к внутренней поверхности наружной полумуфты 2. Происходит заклинивание поворотного кольца 7. При дальнейшем повороте ведущего вала кольцо 7, взаимодействуя с выступами 18 роликов 4, поворачивает ролики 4 вокруг их осей (на фиг. 3 поворот роликов происходит по часовой стрелке). Пружины закручиваются.
По мере поворота ведущего вала рабочие поверхности зубьев полумуфты 2 подходят к рабочим поверхностям поворачивающихся роликов 4. Сцепление муфты заканчивается в момент упора рабочих поверхностей зубьев полумуфты 2 в ролики 4. В дальнейшем происходит передача крутящего момента от ведущего вала и наружный полумуфты 2 через ролики 4 к внутренней полумуфте 4 и ведомому валу. После отключения ведущего вала ведомый вал вращается по инерции быстрее ведущего вала. Вследствие этого муфта выключается.
432311
Процесс расцепления протекает следующим образом.
При вращении ведомого вала и связанных с ним деталей муфты быстрее ведущего вала ролики 4 отходят от рабочих поверхностей 5 зубьев полумуфты 2 и под действием пружин
5 кручения поворачиваются вокруг своих осей до тех пор, пока их выступы 19 не упрутся в концы 23 пружин 5, а выступы 18, взаимодействуя с пазами 25 поворотного кольца 7, 10 поворачивают и расклинивают его, при этом ролики занимают исходное положение. Происходит расцепление полумуфт. При обгоне шарики 8 колеблются вдоль ровных стенок радиальных пазов 25 кольца 6. При снижении 15 скорости ведомого вала опять происходит включение муфты, как уже описывалось.
Предмет изобретения
1. Роликовая обгонная муфта, содержащая внутреннюю и наружную полумуфты, внутри которой расположена вспомогательная шариковая обгонная муфта, поворотное кольцо которой связано со снабженными пружинами кручения роликами, выполненными в виде поворотных шпонок и установленными в профилированных выемках внутренней полумуфты, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности ее работы и упрощения сборки, каждая пружина кручения смонтирована в осевом отверстии, выполненном в цилиндрической части ролика, и одним концом жестко связана с последним, а другим зафиксирована в кольцевой канавке внутренней полумуфты, при этом один из торцов каждого ролика выполнен с двумя выступами; одним — ограничивающим поворот при включении муфты, и другим — расположенным в пазу, выполненНоМ в поворотном кольце вспомогательной шариковой обгонной муфты.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что между полумуфтами установлена цилиндрическая обойма, охватывающая ролики,






