Механизм свободного хода
п11 432310
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистииеских
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 05.06.72 (21) 1793775/25-27 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 15.06.74. Бюллетень № 22
Дата опубликования описания 05.11.74 (51) М. Кл. F 16d 41/02
i ÎÑóäàðã 8åííûé комитет
Совете Министров СССР ао делам изобретений н открытий (53) УДК 621.825.5 (088.8) (72) Автор изобретения
В. Б. Панов (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в приводах машин и агрегатов, к эксплуатационной надежности которых предъявляются повышенные требования.
Известен механизм свободного хода, содержащий звездочку, обойму, заклинивающие теJla качения, размещенные в сепараторе, на котэром установлены собачки, взаимодействующие с храповым колесом внутреннего зацепления.
Недостатками такого механизма являются ограниченные по величине прижимные усилия, действующие на ролики в период заклинивания, а также износ деталей храпового устройства при его включении и при работе в режиме свободного хода.
Отличительной особенностью описываемого механизма свободного хода является то, что храповое колесо установлено в кольцевом пазу, выполненном в обойме, и снабжено торцовыми выступами, размещенными и подпружиненными в дугообразных выемках, выполненных в обойме.
Кроме того, полость, образованная внутренними торцами кольцевого паза обоймы, зубчатой поверхностью храпового колеса и наружной цилиндрической поверхностью звездочки, выполнена жидкой смазкой.
Такое выполнение механизма свободного хода повышает надежность работы муфты, а именно, увеличивает прижимное усилие, действующее на ролики в период заклинивания, устраняет ударные нагрузки в храповом устройстве при его включении и исключает поломку деталей храпового механизма при больших относительных скоростях звездочки и обоймы в период свободного хода.
10 На фиг. 1 показан предлагаемый механизм свободного хода, поперечный разрез; на фиг.
2 — храповое устройство; на фиг. 3 — ролик, установленный в сепараторе; на фиг. 4 расположение пружин, взаимодействующих с xpals повым колесом и обоймой.
Механизм содержит звездочку 1 и обойму 2, между которыми расположены заклинивающие ролики 3, заключенные в сепараторе 4. Сепаратор 4 связан с ведомой обоймой 2 посред2Q ством храпового устройства, состоящего из храпового колеса 5, установленного в кожухе
6, закрепленном на ооойме 2, подпружиненных собачек 7, установленных на осях 8 в сепараторе и взаимодействующих с зубьями храпо25 вого колеса 5.
Храповое колесо 5 установлено в кожухе 6 с возможностью угловых перемещений относительно обоймы 2 и связано с ней упругими силами пружин 9. На торце храпового колеса
3Q 5 имеются выступы 10, входящие в дугооб432310
Предмет изобретения
1. Механизм свободного хода, содержащий звездочку, обойму, заклинивающие тела качения, размещенные в сепараторе, на котором установлены собачки, взаимодействующие с храповым колесом внутреннего зацепления, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы муфты, храповое колесо установлено в кольцевом пазу, выполненном в обойме, и снабжено торцовыми выступами, размещенными и подпружиненными в дугообразных выемках, имеющихся в обойме.
2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что, с целью вывода собачки из зацепления, полость, образованная внутренними торцами кольцевого паза обоймы, зубчатой поверхностью храпового колеса и наружной цилиндрической поверхностью звездочки, заполнена жидкой смазкой. разные пазы 11 кожуха 6, в котором закреплены упоры 12, ограничивающие ход храпового колеса. Между выступами 10 и упорами
12 с одной стороны находятся пружины 9.
Под действием пружин 9 храповое колесо 5 5 поворачивается относительно обоймы 2 до выбора люфтов между упорными поверхностями выступов 10 и упоров 12.
Зубья храпового колеса 5 находятся в маслосборном кольцевом желобе 13, образован- 10 ном торцовыми поверхностями обоймы 2, кожуха 6, зубчатой поверхностью храпового колеса 5 и наружной цилиндрической поверхностью звездочки. В соединении между кожухом 6 и обоймой 2 установлено уплотнительное 15 кольцо 14.
Механизм работает следующим образом.
При включении привода в результате начавшегося перемещения звездочки 1 относительно обоймы 2 в направлении заклинивания и сто- 20 порения собачек 7 храпового устройства, установленных на сепараторе 4, начинается перемещение сепаратора 4 с роликами 3 от упоров 12 в направлении, противоположном вращению звездочки 1. При этом ролики 3 за- 25 катываются в узкую часть клинового пространства. При продолжающемся относительном движении обойм на ролики 3 со стороны сепаратора 4 начинает действовать постоянно возрастающее прижимное усилие за счет сжа- З0 тия пружин 9, вызванного перемещением храпового колеса 5 относительно обоймы 2 под действием сил, возникших в зацеплении.
При достижении величины прижимного уси- 35 лия, достаточной для обеспечения условий заклинивания роликов, происходит включение механизма свободного хода (МСХ), и механизм начинает работать в заклиненном состоянии. Максимальная сила, возникающая в за- 40 цеплении при включении МСХ, зависит от величины углового перемещения звездочки относительно обоймы 2 в процессе заклинивания и жесткости пружин 9.
При работе механизма жидкая смазка, не- 45 прерывно подаваемая через масляную форсунку на охлаждение и смазку. трущихся деталей механизма, концентрируется на внутренней поверхности обоймы и заполняет маслосборный кольцевой желоб 13 до необходи- 50 мого уровня.
При переходе механизма в режим свободного хода происходит расклинивание роликов
3 и сепаратор 4, перемещаясь относительно звездочки, останавливается на упорах 12 в положении, при котором ролики 3 находятся в свободном состоянии в широкой части клинового пространства. При этом храповое устройство начинает работать также в режиме свободного хода. На малых скоростях относительного движения обойм в начале периода свободного хода поворотные собачки 7 еще могут соприкасаться с храповым колесом 5.
Однако в силу незначительности усилий пружин, вводящих собачки 7 в зацепление, а также в результате демпфирующего влияния слоя жидкой смазки, заполняющей желоб 13 и впадины между зубьями храпового колеса 5, динамические нагрузки, действующие на детали храпового устройства, будут незначительны.
С увеличением скорости относительного движения обойм растут гидродинамические силы, действуюш,ие на плечо собачки, погруженное в маслосборный желоб, и преодолевая усилие пружины, собачка отводится от зубьев храпового колеса 5 и постоянно удерживается в таком положении в период свободного хода.
При выравнивании угловых скоростей обойм за счет усилий пружины собачки вводятся в зацепление с храповым колесом, и обеспечивается готовность муфты к включению.
432310
Составитель Л. Атрушкевич
Редактор Т. Шанаурова Техред 3. Тараненко Корректор T. Добровольская
Заказ 2952/10 Изд. Мз 1734 Тираж 875 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2


