Мостовой кран
ОГ1ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
< >433О93
Свел Севетскик
Слииалистических
Республик (61) Зависимое от авт, свидетельства— (22) Заявлено 08.09.71 (21) 1692424/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (32) Приоритет—
Опубликовано 05.06.74. Бюллетень № 21
Дата опубликования описания 12.06.75 (51) М. Кл. В 66с 17/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР во делам изобретений и открытий (53) УДК 621.874 (088.8) (72) Автор ив обрете н ия
М. Ф. Глушко
Одесский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54) МОСТОВОЙ КРАН
Изобретение относится к грузоподъемным машина м.
Известны мостовые краны, содержащие пролетные балки с грузовой тележкой, уложенные на перемещающиеся на ходовых колесах опоры.
Однако известный кран испытывает значительные изгибающие нагрузки на каждую пролетную балку.
В предлагаемом кране с целью уменьше- 10 ния изгибающих нагрузок на каждую пролетную балку, один из концов каждой пролетной балки свободно уложен на опору так, что плоскость опирания пересекает поперечные сечения пролетной балки ниже ее уровня под острым углом, при этом центр плоскости опирания смещен от нейтральной оси изгиба вниз на расстояние, которое выбирается таким образом, чтобы изгибающий момент, возникающий в пролетной балке от горизонтальной составляющей опорной реакции, компенсировал момент от вертикальной реакции, а опоры соединены между собой продольными тягами.
Для предотвращения продольного сдвига пролетных балок и создания в них предварительного напряжения угол наклона плоскости опирання наклонной опоры каждой пролетной балки к плоскостям ее поперечных сечений выбран меньше угла трения между опорными поверхностями.
На:фиг. 1 схематически изображен мостовой кран с двумя наклонными опорами пролетной балки; на фиг. 2 — то же, с одной наклонной опорой пролетной балки; на фиг.
3 — схема сил, действующих на наклонную опору пролетной балки; на фпг. 4 — схема нагруженпя пролетной балки.
Мостовой кран содержит пролетную балку 1 с перемещающейся по ней грузовой тележкой 2. К пролетной балке 1 прикреплены наклонные концевые упоры 3, опирающиеся на опоры 4 и б, перемещающиеся на ходовых колесах б по подкрановым рельсам 7. Опоры соединены между собой тягами 8. Пролетная балка 1 жестко соединена с концевой поперечной балкой 9 (фиг. 2).
Плоскость Л вЂ” А опирания пролетной балки 1 для опоры 5 (фиг. 4) пересекает плоскости ее поперечных сечений Б — Б ниже ее уровня под острым углом а, который выбирается меньше угла трения между опорными поверхностямн, т. е.
tea,(f, где f — коэффициент трения между опорнымп поверхностями. При этом наклонная ottopa является самотормозящейся наклонной плоскостью в горизонтальном направлении.
Углы наклона обеих опор преимущественно примерно одинаковы.
431093
М,„,„,=М, 10
5= л (cos а — f sin а) . отсюда следует !
L — — Ле=Ле
15 где или
СО:1 и — f 81tl 2
Л=
Sill X+ f СОП X
Ле=—
/ y
Rp: — Q
Rp — — Q —, М макс =- Q — — ° 1
L 1
О
ЛЯ ыакс
Л чакс = Q; .Q.
М„= — Se= — ЛeQ, При подъеме груза Я на наклонной опоре крана возникает опорная реакция N и сила трения
F = /N.
Вертикальная / и горизонта ч ьна я S составляющие опорной реакции равны выражениям
Я=Л (sin o;+1 cos а) и
Отсюда следует, что
S=ЛЯ, В общем случае вертикальные составляющие опорных реакций будут различными.
25 г;.е Х вЂ” координата голожения силы Q, что
-,олжно вызвать различные горизонтальные составляющие реакций S, и равновесие сил нарушается. Но, благодчря предусмотренному самоторможению наклонных опор в горизонтальном направлении, горизонтальная сила S будет существовать независимо от вертикальной реакции / . Поэтому в данном устройстве реализуется горизонтальная сила S, соответствующая максимальной опорной реа кцип, т. е.
При этом за счет самоторможения наклонных опор в горизонтальном направлении пос- 40 ле снятия вертикальной нагрузки сила S остается, и конструкция пролетного строения крана получается автоматически самопреднапряженной.
При последующем подъеме больших гру- 4зов самопреднапряженность конструкции соответственно возрастает.
Максимальная опорная реакция будет при крайнем положении силы Q на опоре, тогда
1
Так как сила 5 приложена в опорном центре С, смещенном относительно нейтральной оси изгиба балки вниз на расстояние е, то эта сила создает по концам пролетной балки мо55 мент выгибающий ее вверх.
Максимальные изгибающие моменты будут под грузом при его положении в середине пролета
L ГЕ
М„„„=Q — — Л1е=Я(— — Ле 1, 4 (4 / а по концам балки =- М,.
Для балки постоянного сечения эти моменты целесообразно выоирать одинаковымипо абсолютной величине следовательно, назначив такую величину Ле, получим
L где Мр =Q M0llñèмальный изгибающий Мо
4 мент при обычном исполнении пролетной балки с вертикальным опиранием (Ле=О).
Таким образом, в предлагаемой конструкции достигается разгрузка пролетного строения от изгибающих моментов примерно вдвое.
Предмет изобретения
1. Мостовой кран, содержащий пролетные балки с грузовой тележкой, уложенные на перемещающихся на ходовых колесах опорах, отличающийся тем, что, с целью уменьшения изгибающих нагрузок на каждую пролетную балку, по крайней мере, один из концов каждой пролетной балки свободно уложе на опору так, что плоскость опирания пересекает поперечные сечения пролетной балки ниже ее уровня под острым утлом, при этом центр плоскости опирания смещен от нейтральной оси изгиба вниз на расстояние, которое выбирается таким образом, чтобы изгибающий мо- мент, возникающий в пролетной балке от го- ризонтальной составляющей опорной реакции, компенсировал момент от вертикальнои реак- ции, а опоры соединены между собой продоль- ными тягами.
2. Кран по п. 1,.отличающийся тем, что, с целью предотвращения продольного сдвига пролетных балок и создания в них предварй- тельного напряжения, угол наклона: IUIocKocTN опираипя наклонной опоры каждои пролетнои балки к плоскостям ее поперечных сечений выбран меньше угча трения м жду опорнь1ми поверхностями.
Редактор В. Дибобес
Составитель М, Глушко
Техред Г, Васильева Корректор И. Симкина
Заказ 214)472 Изд. № 960 Тираж 811 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-З5, Раушская наб., д. 4/5
Тип, Харьк. фил. пред. «Патент»



