Колонковый снаряд
»
ОП ИСАЙИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ (11) 428080
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 31.01.72 (21) 1742398/22-3 с присоединением заявки %в (32) Приоритет—
Опубликовано 15.05.74. Бюллетень _#_o 18 (51) М. Кл. E 21b 25/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР ио делам изобретений и открытий (53) УДК 622.243,64..52 (088.8) Дата опубликования описания 17.02.75 (72) Авторы изобретения
С. А. Кателла, Г, Я. Сергиенко, P. С. Истомин и В. И. Мандрус
Полтавское отделение Украинского научноисследовательского геологоразведочного института (71) Заявитель (54) КОЛОНКОВЫЙ СНАРЯД
Изобретение относится к области бурения скважин с отбором керна, в частности к устройствам для отбора керна.
Известен колонковыи снаряд, включающий подпру>киненный корпус, переходник, керноетриемную трубу, храповую муфту и керноприемный бункер с перегородками.
Недостатком указанного устройства является жестко,регламентирова нное количество керноприемных камер (д ве), что ограничивает длину проходки за,рейс. Предлагаемый колонковый снаряд отличается тем, что он снабжен жестко связанной с подпружиненным корпусом нажимной втулкой с щи нами, на одной части храповой муфты выполнены пазы, с которыми взаимодействуют шипы нажимной втулки, а вторая часть муфты жестко связана с керноприемной трубой. Это позволяет увеличивать количество отсеков в керноприемном бункере, а следовательно проходку за рейс.
На чертеже показан описываемый колонковый снаряд в разрезе.
Колонковый снаряд состоит из корпуса 1 с упорным переходником 2 и переходника на долото 8, между которыми установлен набор жестких, например тарельчатых, пружин 4, керно приемной трубы 5 с керноломом б, храповой муфты и керноприемного бункера.
Соединение корпуса с переходником .на долото и передача вращения производится при помощи соединительной .втулки 7, снабженной наружным шлицевым венцом, взаимодействующим с внутренними шлицевыми пазами корпуса. В соединительíîй втулке 7 установлена храповая муфта, состоящая из двух частей 8 и 9, причем часть 8 имеет спиральные пазы, взаимодействующие с шипами нажим1о ной втулки 10, жестко связанной с корпусом
1, а часть 9 жестко соединена с керноприемной трубой 5.
Кер ноприемный бун кер выполнен в кольцевом,пространстве между корпусом 1 и кер15 ноприемной трубой 5 н разделен на керносборочные и промывочные отсеки радиальными перегородками 11, прикрепленными к трубе 12.
Для пропуска промывочной жидкости в
20 нажимной втулке 10 выполнены отверстия, а в шлицевом венце соединительной втулки 7 имеются свободные пазы, в которых просверлены радиальные отверстия.
При отборе керна нагрузка на колонковое долото передается через набор тарельчатых пружин 4, степень сжатия которых во время бурения весьма незначительна. Выбуриваемый керн поступает в керноприемную трубу
5 и далее через кернолом 6 — в соответствующий отсек керноприемного бункера.
Составитель А. Федякин
Техред 3. Тараненко
Корректор В. Гутман
Редактор Н. Корченко
Зак. 778/80 Изд. № 1580 Тираж 565 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушскаи наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. сПатентэ
Для заполнения следующего отсека бункера на колонковый онаряд,действует нагрузка, в неаколыко раз превышающая оптимальную при бурении. Набор тарельчатых пружин 4 сжимается, .корпус 1 снаряда опускается.
Шипы нажимной втулки 10, взаимодействуя со спиральными пазами части 8 храповой муфты, проворачивают ее на определенный угол, вследствие чего проворачивается вторая часть 9 муфты вместе с керно1приемной трубой 5..В результате кернолом б устана|вливается против следующего кернооборочного отсека. При снятии, нагрузки корпус 1 и часть
8 храповой муфты возвращаются в исходное положение. Далее, процесс бурения и переключения циклично повторяется до заполнения всех керносоорочных отсеков бункера.
;Предмет изобретения
5 Колонковый снаряд, включающий подпружиненный корпус, переходник, керноприемную трубу, храповую муфту и керноприемный бункер с перегородками, отличающийся тем, что, с целью увеличения проходки за рейс, он
10 снабжен жестко связанной с по д пружиненным корпусом,нажимной втулкой с шипами, на одной части хра повой муфты вьгполнены лазы, с которыми взаимодействуют ши пы нажимной втулки, а вторая часть муфты жестко связана
15 с керноприемной трубой.

