Центробежный насос регулируемой производительности
пц 422866
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 02.08.71 (21) 1685614/24-6 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 05.04.74. Бюллетень № 13
Дата опубликования описания 12.09.74 (51) М. Кл. F 04d 15/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621.671(088.8) (72) Автор изобретения
В. В. Кирюткин (71) Заявитель (54) ЦЕНТРОБЕ)КНЫй НАСОС РЕГУЛИРУЕМО И
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
Изобретение относится к насосостроению.
Известен насос регулируемой производительности, на входе в лопаточное колесо которого установлен полый цилиндр, перекрывающий при регулировании входные отверстия каналов рабочего колеса. При возвратнопоступательном перемещении в межлопастных полостях рабочего колеса с перекрытыми входными отверстиями образуется зона вихревых противотоков, что ведет к снижению к.п.д. и возникновению кавитации.
Цель предложения — увеличение к.п.д, и уменьшение кавитации при регулировании.
Указанная цель достигается тем, что цилиндр выполнен с возможностью поворота, а на его боковых поверхностях имеются прорези, сов,падающие по,профилю с входными отверстиями каналов рабочего колеса, ширина которых не превышает ширину лопатки на входе.
Кроме того, полый цилиндр снабжен пово,ротно-лопастным гидродвигателем, размещенным во втулке рабочего колеса, и имеет профилированное днище, охватывающее обтекатель рабочего колеса и жестко связанное с валом гидродвигателя.
На фиг. 1 представлен предложечный центробежный насос регулируемой производительности, общий вид; на фиг. 2 — разрез по
А — А на фиг. 1.
Центробежный насос содержит рабочее лопаточное колесо 1, на входе в которое установлен полый цилиндр 2. Прорези 3 цилиндра совпадают по профилю с входными отверстиями 4 каналов рабочего колеса. Ширина входных отверстий 4 равна или меньше ширины лопатки рабочего колеса на входе 5. Цилиндр
2 может поворачиваться, например, с помощью гидродвигателя 6, размещенного во
lo втулке рабочего колеса. Вал 7 поворотно-лопастного гидродвигателя с помощью гайки 8 жестко связан с охватывающим обтекатель рабочего колеса 9 профилированным днищем
10 цилиндра. Рабочая жидкость подается к
15 гидродвигателю от управляющего электрогидра влического золотника по расположенному в центре вала 11 рабочего колеса продольному каналу 12.
Работает насос следующим образом.
20 При максимальной производительности центробежный насос работает с открытыми входными отверстиями каналов рабочего колеса. При необходимости изменить производительность от датчика идет импульс на вклю25 чение электрогидравлического золотника (на чертеже «е показан), который соединяет по- лость подвода жидкости с каналом 12. Пройдя этот канал, жидкость направляется к днищу гидродвигателя и через отверстия в нем
З0 поступает на лопасть, которая поворачивается
422866
П ip е д м е т и з о б р е т е н.и я
4 ие. Z
Составитель С. Брыкова
Техред А. Камышникова
Корректор Н. Аук
Редактор Н. Вирко
Заказ 2220/14 Изд. И 704 Тираж 651 Подписное
ЦИИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 на угол, соответствующий силе импульса.
Вместе с лопастью гидродвигателя поворачивается вал 7 и, следовательно, цилиндр 2, перекрывающий входные отверстия каналов рабочего колеса.
1. Центробежный насос регулируемой производительности, на входе в лопаточное рабочее колесо которого установлен полый цилиндр, перекрывающий при регулировании входные отверстия каналов рабочего колеса, отличающийся тем, что, с целью увеличения,к.п.д. и уменьшения кавитации при регулировании, цилиндр выполнен с возможностью поворота, а на его боковых поверхностях вьвполнены прорези с профилем, .совпадаю5 щим с профилем входных отверстий каналов рабочего колеса, ширина которых не превышает ширину лопатки на входе.
2. Насос по п. 1, отличающийся тем, что .цилиндр снабжен поворотнолопастным
10 гидродвигателем, размещенным во втулке рабочего колеса, и имеет профилированное днище, охватывающее обтекатель рабочего колеса и жестко связанное с валом гидродвигателя.

