Устройство для маневрирования сегментным затвором гидротехнического сооружения
, .т. рт; ..;
6 и . >,. ь ",-ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2072 (II) 4 6
Союз Советских
Социалистицеских
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 15.06.71 (21) 1674468/29-14 (51) М. Кл. E 02Ь 7/42 с присоединением заявки (32) Приоритет
Опубликовано 25.03.74. Ьюллетепь ¹ 11
Дата опубликования описания 09.08.74
Гасударственный комитет
Сонета Министран СССР па делам изааретений и аткрытий (53) УДК 627.833(088.8) (72) Автор изобрстепия (713 Заявитель
Ж. К. И манкулов
Всесоюзный государственный проектно-изыскательский институт по проектированию рисовых систем (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МАНЕВРИРОВАНИЯ СЕГМЕНТНЫМ
ЗАТВОРОМ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ
Изобретение относится к водному хозяйству и предназначено для маневрирования сегментным затвором гидротехнического сооружения преимущественно на магистральных и межхозяйствеццых каналах, а также может быть использовано на гидротехнических сооружениях с клапанными и плоскими затворами, не требующими посадочного усилия.
Известно устройство для маневрирования сегментным затвором гидротехнического сооружения, включающее сильфон со встроенным в него электронагревателем, привод с фиксатором и толкателем. Однако известное устройс1во располагает лишь одной точкой подвески затвора и сообщает последнему прямоходовое перемещение, что делает его непригодным для маневрирования сегментнь.м затвором с двумя точками подвески с криволинейной траекторией движения.
Целью изобретения является обеспе;гнп регулирования скорости перемещения сегментного затвора.
Это достигается тем, что привод выполнен в виде храпового колеса, соединенного посредством рычагов с сильфоном и укрепленного на валу, а который насажены грузовые барабаны с тягами для подвешивания затвора.
На чертеже изображены предлагаемое устройство, общий вид, и,привод устройства.
Устройство содержит сильфон 1 со встроенным в него электронагревателем 2 и привод с фиксатором 3, толкателем 4 и храповым колесом 5, соединенным посредством рычагов 6, 5 7 и 8 с сильфоном 1 и укрепленным на валу, па который насажены грузовые барабаны 9 с тягами 10 для подвешивания затвора.
Цепь включения электронагревателя 2 содержит элементы пускорегулирующего органа
10 11, контакты путевы«переключателей 12, 13 и
14 и блок-контакты дву.; электромагнитов 15 и 16. Якорь электромагнита 16 сочленен с фиксатором 3, а якорь электромагнита 15 — с толкателем 4. Спльфон 1 наполнен средой, 15 расширяющейся при нагревании. В статическом состоянии «раповое колесо 5 находится в зацеплении с фиксатором 3.
Команда а подъем сегментного затвора формирует цепь включения электронагревате20 ля 2. От нагревания током происходит объемное расширение среды, заключенной в сильфоне 1, что приводит к постепенному изменению его длины. Измененп= длины сильфона 1 преобразуется через систему рычагов 6, 7 и 8
25 в движение толкателя 4, который, выбрав первона lа lhlihl0 зазор, увлекает храповое колес»
5 с сидящими па общем валу грузовыми барабанами 9, причем поворот барабанов 9 через гибкпс тяги 10 передается сегментному за30 твору, приподнимая его.
Скорость,подьема затвора регулируется величиной тока нагревания. Местоположение путевого переключателя 14 с учетом тепловой инерции системы .выбрано таким, чтобы электронагреватель 2 был обесточен прежде, чем толкатель 4 достигнет положения, о пределяемого рабочим ходом сильфона 1.
По мере рассеяния накопленного тепла средой, заключенной в сильфоне 1, и под влиянием подвешенного затвора происходит обратное движение толкателя 4 совместно с храповым колесом 5 до встречи последнего с фиксатором 3, после чего движение храпового колеса 5 прекращается. Дальнейшее движение толкателя 4 происходит без нагрузки и с возвратом его в исходное состояние. Устройство ,подготовлено к следующему циклу работы.
1 оманда на опускание сегментного затвора первоначально формирует .цепь включения электромагнита 15, который свободно переводит в нерабочее состояние толкатель 4, поскольку последний в исходном состоянии не нагружен. Замыкающийся блок-контакт электромагнита 15 включает электронагреватель 2.
Объемное расширение среды, заключенной в сильфоне 1, приводит через систему рычагов
6, 7 и 8 в движение толкатель 4, находящийся в нерабочем состоянии под воздействием электромагнита 15. Толкатель 4, находясь в нерабочем состоянии, минует встречу с противостоящим зубцом храпового колеса 5, что достигается настройкой переключателя 12.
С прекращением нажатия на переключатель
12 обесточится электромагнит 15, освобождая толкатель 4, Последний под собственным весом займет рабочее состояние и его дальнейшее движение до встречи с очередным зубцом храпового колеса 5 происходит без нагрузки. Только в конце пути толкатель 4, .входя в зацепление с хра повым колесом 5, увлекает его, освобождая фиксатор 3 от веса затвора.
420726
При нажитии переключателя 14, настроенного с учетом тепловой инерции системы, обесточивается электронагреватель 2 и включается электромагнит 16, который переводит фиксатор 3 в нерабочее сотояние. По мере рассеяния накопленного тепла средой, заключенной в сильфоне 1, происходит возвратное движение толкателя 4 совместно с храповым колесом 5. Фиксатор 3, находясь в нерабочем
10 состоянии, минует встречу с противостоящим зубцом храпового колеса 5, что достигается настройкой переключателя 13.
С прекращением нажатия на переключатель
13 обесточится электромагнит 16, освобождая
15 фиксатор 3. Последний под собственным весом займет рабочее состояние, однако из-за относительного смещения в зацвпление с храповым колесом 5 не войдет. Совместное движение хра пового колеса 5 с толкателем 4, пре20 образуемое в опускание затвора, прекратится в момент встречи очередного зубца храпового колеса 5 с фиксатором 3. Дальнейшее движение тол кателя 4 происходит без нагрузки.
С возвратом толкателя 4 в исходное состояние
25 устройство подготовлено к следующему циклу работы. Время цикла и скорость опускания затвора регулируется величиной тока нагревания.
30 Предмет изобретения
Устройство для маневрирования сегментным затвором гидротехнического сооружения, включающее сильфон со встроенным в нем
35 электронагревателем, привод с фиксатором и толкателем, отличающееся тем, что, с целью обеспечения регулирования скорости перемещения затвора, его привод выполнен в виде храпового колеса, соединенного посред40 ством рычагов с сильфоном и укрепленного на валу, на который насажены грузовые барабаны с тягами для подвешивания затвора.
420726 $12 Ф 5 8
Составитель Н. Золотарева
Редактор 3. Твердохлебова Техред Е. Борисова Корректор Н. Торкина
Заказ 1980/12 Изд. No 620 Тираж 624 Подппсно
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография. пр. Сапунова, 2


