Патент ссср 415699
. --- — -„.,äý à
Г к я, xl,иксо
С.АНИ
415б99
E ОП И
ИЗОБРЕТЕНИЯ
eolo3 советских
СОцмалмстммесимз<
Реслублнк
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 02.08.1971 (№ 1689516 27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 15,11.1974. Бюллетень ¹ 6
Дата опубликования описания 19Л I. 1974
М, 1 л. G 09b 9 04
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
УД1;, 629.113.014.9 (088.8) Авторы изобретения
В. А. Иларионов, В. С. Гуслиц и М. В. Прокофьев
Московский автомобильно-дорожный институт
Заявитель
TP EHA)I(EP ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВО)КДЕН И1О
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Изобретение относится к тренажерам для обучения вождению транспортных средств, в частности седельного автопоезда.
Известны тренажеры для обучения вождению транспортных средств, содержащие корпус с органами управления, смонтированный на тележках, передняя из которых снабжена механизмом для ее поперечного перемещения, управляемым рулевым колесом, и устройство для имитации дорожной обстановки.
В этих тренажерах дорожная обстановка моделируется при помощи кинофильмов, теневой проекции или подвижной ленты. Однако извес" íûå тренажеры не достаточно имитируют реальные дорожные условия, имеют весьма условную обратную связь и не дают возможности отрабатывать технику маневрирования, что особенно важно при обучснии вожденшо автопосздов в ограниченных по ширине проездах и движений автопоездов задним ходо.;к
С целью отработки навыков маневрирования как на одиночном автомобиле, так и на автопоезде в предлагаемом тренажере задняя тележка тягача и тележка полуприцепа установлены подвижно и снабжены механизмом для их перемещения, связанным с органами управления тренажера, например рулевым колесом, а ус1ройство для имитации дорожной обстановки выполнено в виде создающих световые столбы двух источников света, закрепленных на каретке, смонтированной над тренажером и имеющей возможность плоскопараллельного перемещения в продольном и поперечном направлеш<ях.
На фиг. 1 изображен предлагаемый тренажер, внд сверху; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — то же, вид сзади.
Тренажер представляет собой корпус 1, на10 пример седельный тягач с полуприцепом, причем тягач опирается своими осями на тележки 2, а ось полуприцепа — на тележку 3.
Тележки 2 установлены с возможностью перемещения под действием цилиндров 4 и 5 соответственно, которые управляются при помощи гидравлического крана 6, связанного с рулевым колесом 7 тягача, а тележка 3 — с возможностью перекатывания по дуге А вокруг сцепного устройства 8 тягача под дей20 ствием цилиндра 9 и крана 10, положение которого определяется углом складывания автопоезда, Источники 11 света, создающие световые столбы 12 и обозначающие ширину проезжен sacTIt sopor>t, закреп cab Ha карст25 ке 13, которая может перемещаться в поперечном направлении по тележке 14, имеющей, в свою очередь, возможность перемеще ния в продольном направлении по направляющей 15, расположенной над тренажером.
30 Скорость перемещения тележки 14 (стрел41 о(>99.15
>4 ка Б) пропорциональна <<скорости движения,> автопосзда, которля выбирается водителем.
Поперечные псремсшсния свстовык с голб>о11
12 (стрелка В) задаются инструментом в соответствии с отрабатываемо>1 "3 a I«e! (Иирина проезда, ограничснн I;l лип>гимн 16, регулируетс:1 и по мсрс усложнения упрлж»ений может уменшнаться. Правильность проезда между световыми с:олбами 12 ко1п ролируется при помо1ци фотоэлементов 17, вмонтнрованиык в габариты автопоезда, определяющие коридор движения.
Предлагаемый тренажер работает следу!îщим образом.
Водитель садится зя руль, з3!Jycf;3e i;ir>JJгатель, включает соответствующую передачу и ня>нн1яет движение, отр lбятыва;r !ьапрнмeð въезд в воротя. С включением снеплення теле>ккя )4, синкро>шо связанная с н1ори>н11м валом коробки передач тягача 1, нлчш!3 "l движсш>с, имитируя приближение к f>op!>r;Iil.
При этом клрсткл 13 llo зл13lllllo инструкloР Л С О В С Р П! Л С Т П С Р С М С ЩС Н И С П О I!; I fr P 3 l> . 1 С! I I I I O стрелки В. Видя приближение с>н I онык столбов 12, водитель вращением рулсьч>го ко rcca
7 псрсмсщлст осн лвтопоезда по стрелкам Г, Д н луге Л таким образом, чтобы световые с>олбы )2 прошли, пе коси,вшись фотоэлеrei! JoB 17.
Предмет изобретения
Т)эс11яжер д.>J5t Обучения Boil!!rerrf110 p3!Icпортных средств, содервкащк11 1 <>prryc с opr3ня>н1 yfrpBB,aelll151 с.,1он>и)зовянный 113 iележ1 .ях, передняя из которы:; сна ожсня ме. я10 ннзмом для ее поперечного перемещения, управляемым рулевым колесо" r, и устройство д,151 H. I JITBIIJIJI 1О)эожнои обстановки, ч а ю шийся тем, что, с целью отработки навыков маневрирования как на одиночном
15 автомобиле, так и на автопоезде, задняя тележка тягача и тележка полуприцепа установлены подвижно н снабжены меканизмом для иx перемещения, связанны . с органом упр-lv,reliB;l тренажера, например рулевым
20 fr!> aeco rr, 3 yc I Ройсз во >I,.>!fr Jr%fr!1 ill! IIII jfoPoiKIloJl обстановки 1и ни>лнсно B ви.>с создяюшик свстовыс столбы днуi: источников светл, зякрсплснш>к нл каретке, смонтированной B 1д
>рс llл>ксром и имеющей Во можность плоско25 Il rip 3JIëñë!>нОГО псрсxlc. и>си и 51 в Ilpo>JI>ër>J!oì Jf нопсрсчно I 113ïðявлснняк.


