Патент ссср 414145
414 45
ОПИСАНИЕИЗОЫ ЕтЕН ИЯ
Союз Советскн»
Социалистических
Респубпик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства № 328009
Заявлено 01.VI1.1971 (¹ 1674352!27-11) с присоединением заявки ¹â€”
Приоритет
Опубликовано 05.II.1974. Бюллетень № 5
Дата опубликования описания 20Х|. 1974
М. Кл. В 60j 7. 02
Государственный комитет
Совета Министров СССР
as делам иаооретаний и открытий
УДК 629.113.011 643 (088.8) Автор изобретения
A. Е. Пиковский
Московский трижды ордена Ленина и ордена Трудового
Красного Знамени автомобильный завод им. И. А, Лихачева
3 аявитель
КРЫША С ЛЮКОМ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к кузовам пассажирских транспортных средств, преимущественно легковых автомобилей, крыши которых снабжены люком со сдвижной подвижной панелью.
Из основного авт. св. № 328009 известна крыша с люком для транспортного средства, содержащая неподвижную часть, перекрывающую проем люка, подвижную часть и устройство для подъема и опускания подвижной части крыши, выполненное в виде рычагов, шарнирно закрепленных одним концом на подвижной части и несущих на другом конце ролики, сидящие на оси и перемещающиеся по направляющим, причем крыша снабжена дополнительной подвижной панелью, на которой закреплены оси роликов, а на стенке проема люка выполнена изогнутая прорезь с вертикальным участком, в которой установлен штифт, жестко связанный с подвижной частью крыши и при ее опущенном положении упирающийся в торцевую стенку вертикального участка прорези в зоне перехода его в горизонтальный участок.
Цель изобретения — усовершенствование основного изобретения, а именно предотвращение попадания встречного воздушного потока в пассажирский салон транспортного средства при его движении со сдвинутой частью крыши.
Предлагаемая крыша в отличие от известной снабжена дефлектором, выполненным в виде шарнирно установленного на неподвижной части крыши поворотного козырька с
5 приводом от кулачкового механизма, содержащего закрепленную на дополнительной подвижной панели криволинейную направляющую, взаимодействующую с роликом, установленным на козырьке, располагаемом при
10 закрытом люке заподлицо с поверхностью неподвижной части крыши с перекрытием части проема люка. Такая конструкция обеспечивает подъем дефлектора при ступенчатой траектории перемещения подвижной части
15 крыши, уменьшение износов взаимодействующих частей кулачкового механизма и плавность подъема дефлектора.
На фиг. 1 изображена крыша с люком в закрытом положении, общий вид; на фиг. 2—
20 то же, в открытом положении; на фиг. 3— продольное сечение по неподвижным и подвижным частям крыши с люком в закрытом положении; на фиг. 4 — дефлектор в закрытом положении, укрупненный вид; на фиг. 5—
25 дефлектор в открытом положении, укрупненный вид.
В связи с симметричностью относительно оси автомобиля левой и правой сторон сдвижного люка на фиг. 3, 4 и 5 изображена одна
30 половина.
414145
Неподвижная часть крыши с проемом люка содержит наружную панель 1 крыши, соединенную со стенкой 2 проема люка, на которой
>креплена внутренняя обивка 3 крыши.
Годвижная часть крыши содержит наружнуи панель 4 люка, соединенную с внутренне . панелью 5 люка, и соединенную с ними с помотцью качающихся рычагов 6 нижнюю панель 7.
Качающийся рычаг 6 верхним концом с помощью шарнирной оси 8 соединен с кронштейном 9, который в свою очередь прикреплен к внутренней панели 5 люка, а нижним концом с помощью оси 10 соединен с нижней панелью 7. Ось 10 может быть выполнена за одно целое с панелью 7. На оси 10 установлены ролики 11, взаимодействующие с верхней
12 и нижней 13 поверхностями направляющей
14, которая укреплена на стенке 2 проема люка. На нижней панели 7 укреплена обивка
15 сдвижной части люка. На внутренней панели 5 люка при помощи .пластины 16 укреплен штифт 17, который вставлен в Г-образную прорезь 18 дополнительной направляющей 19. Последняя соединена со стенкой 2 проема люка.
Дефлектор содержит наружную панель 20, соединенную с внутренней панелью 21, на которой с помощью пластины 22, пластинодер>кателя 23 и крепежных элементов 24 закреплен рычаг 25 кулачкового механизма.
Рычаг 25 с помощью шарнирной оси 26 соединен с кронштейном 27, который в свою очередь прикреплен к стенке 2 проема люка.
Кронштейн 27 в нижней части имеет упор
28, ограничивающий поворот рычага 25. На нижнем кошц рычага 25 с том, щью шарнирной оси 29 укреплен 1 олик 30, взаимодействующий с криволинейной направляющей 31, которая с помощью крепежных элементов 32 укреплена па нижней панели 7.
На рычаге 25 между шарнирными осями
26 и 29 укреплена пружина 3, которая своим задним концом при помощи кронштейна 34 установлена па стенке 2 проема люка.
Открывание люка и подъем дефлектора происходят следующим образом. Под действием привода, например гидроцилиндра и тросов (це показаны), нижняя панель 7 приводится в движение, она может перемещаться только по направляющей 14, по нижней 13 и верхней 12 поверхностям которой катятся ролики 11, находящиеся на оси 10 нижней панели 7. Так как а оси 10 находится нижний конец качающегося рычага 6, то рычаг через ш",ðíèðíóþ ось 8 и кронштейн 9 передает движение па подвижную часть, состоящую из наружной 4 и внутренней 5 панелей.
Перемещению подвижной части препятствует штифт 17, введенный в Г-образную прорезь
18 дополнительной направляющей 19, которая неподвижно укреплена на стенке 2 проема люка.
На данном этапе открывания штифт 17, а следовательно, и вся подвижная часть, со5
40 стоящая из наружной 4 и внутренней 5 панелей, перемещается только по вертикали, заданной Г-образной прорезью 18 дополнительной направляющей 19.
Качающийся рычаг 6 поворачивается вокруг осей 8 и 10 до тех пор, пока штифт 17 не войдет в угол Г-образной прорези 18 дополнительной направляющей 19. Так как подвижная часть, состоящая из наружной 4 и внутренней 5 панелей, с помощью шарнирной оси 8, кронштейна 9 соединена с качающимися рычагами 6, а штифт 17 укреплен с помощью пластины 16 также на подвижной части, то подвижная часть вертикально перемещается до момента попадания штифта 17 в угол Г-образной прорези 18 дополнительной направляющей 19 (фиг. 3 и стрелка А на фиг. 5).
Опускание подвижной части необходимо для ее перемещения под неподвижную часть крыши, состоящую из наружной панели 1, соединенной со стенкой 2 проема люка.
Далее под действием привода вся подвижная система перемещается под неподвижную часть крыши по направляющим 14 (стрелка В на фиг. 5).
При движении под действием привода нижней панели 7 перемещается криволинейная направляющая 31, которая закреплена на нижней панели 7 при помощи крепежных элементов 32.
Ролик 30, закрепленный с помощью шарнирной оси 29 на нижнем конце рычага 25, катится по криволинейной направляющей 31.
Прижим ролика 30 к поверхности криволинейной направляющей 31 обеспечивается пружиной 3, передний конец которой укреплен на рычаге 25 между шарнирными осями 26 и
29, а задний —,при помощи кронштейна 34 на стенке 2 проема люка.
При качении ролика 30 по опускающейся части криволинейной направляющей 31 рычаг 25 под действием пружины 33 начинает поворачиваться вокруг шарнирной оси 26, укрепленной на кронштейне 27, к стенке 2 проема люка. Так как рычаг 25 своим верхним концом при помощи пластины 22, плас инодержателя 23 и крепежных элементов
24 укреплен на внутренней панели 21 дефлектора, соединенной с наружной панелью 20, то весь дефлектор поворачивается вокруг шарнирной оси 26, укрепленной при помощи кронштейна 27 на стенке 2 проема люка.
Поворот дефлектора вокруг шарнирной оси
26 будет происходить до тех пор, пока нижний конец рычага 25 не войдет в контакт с упором 28 кронштейна 27 (фиг. 4 и стрелка Б на фиг. 5).
При дальнейшем перемещении нижней панели 7 ролик 30 выйдет из контакта с поверхностью криволинейной направляющей 31, и дефлектор будет удерживаться в открытом положении с помощью пружины 33 и упора
28.
414145
Рыг f
Закрывание люка и опускание дефлектора происходят в обратном порядке.
Предмет изобретения
Крыша с люком для транспортного средства по авт. св. ¹ 328009, отличающая с я тем, что, с целью предотвращения попадания встречного воздушного потока в пассажирский салон транспортного средства при его движении со сдвинутой частью крыши, опа снабжена дефлектором, выполненным в виде шарнирно установленного на неподвижной части крыши;:.воротного козырька с приводом от кулачкового механизма, содержащего закрепленную на дополнительной подвижной панели криволинейную направляющую, взаимодействующую с роликом, установленным па козырьке, располагаемом при закрытом люкс заподлицо с поверхностью неподвижной части крыши с перекрытием части проема
10 люка.
Составитель А. Е. Пиковский
Редактор Л, Жаворонкова Техред Т. Ускова Корректор Т. Гревцова
Заказ 1366/1 Изд, № 468 Тираж 678 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5
Типография, пр. Сапунова, 2



