Тормозной диск4^iv:
408078
ОП ИГРАНИ Е
ИЗОБРЕТЕМ ЙЯ
К АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскии
Социалистических
Республин
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 27.Х.1971 (№ 1709376/25-27) с присоединением заявки № 1719720/25-27
Приоритет—
Опубликовано 10.XI I.1973. Бюллетень № 47
Дата опубликования описания бХ.1974.
М. Кл. F 16d 65/12
Государственный комитет
Саеета Министрое СССР . оа делам иеееретений и открытий
УДК 621-597(088.8) Авторы изобретения
Б. Г. Ара6ей, И. И. Зверев, В. А. Тюрин, М. С. Зухер, С. С. Коконин, Ю. М. Марков, К. И. Портной и А, Т. Туманов
Заявитель
ТОРМОЗНОЙ ДИСК
Изобретение относится к машиностроени1о и может быть применено в тормозах авиакслес.
Известен тормозной диск, содержащий капкас, выполненный в виде плоского кольца со с пицами, между которыми помещены теплопоглощающие вкладыши. К спицам прикреплены фрикционные элементы, Одна ко в таком диске не используется з большой степени строительный объем по энергоемкий теплопоглотитель, так как фрикционные элементы состоят из материалов с большим удельным весом и малой энергоемкостью.
При торможении дисков ухудшена теплоогдача от фрикционных элементо1в к теплопоглощающим вкладышам. При этом значительнач часть теплового потока попадает на силовой ,каркас, вызывая его формоизменение.
Жесткое крепление;фрикционных элементов на,каркасе приводит к уменьшению фрикцион.ного контакта элементов в процессе работы дисков.
Цель изобретения — уменьшить вес,диска и улучшить его эксплуатационные свойства.
Это .достигается тем, что фракционные эле,менты выполнены заодно с теплопоглощающим,вкладышем, в качестве которого использован графит.
В |поверхностный слой теплопоглощающег з вкладыша вносят фрикционные добавки в виде карбидов металлов, например, карбида б>уа, а на боковые поверхности вкладышей на,носится теплозащитное покрытие, например, 5 из окиси алюминия.
Крепление вкладышей обеспечивается за счет того, что на боковых поверхностях спиц ,каркаса выполнены внутренние скосы, образующие треугольный профиль, взаимодейст10 вующий с соответствующим профилем боковой поверхности вкладышей. Причем каркас выполнен сборным, состоящим из спиц, окре пленных с кольцом, ли бо из двух симметричных одинаковых частей.
15 На фиг. 1 показан диск с прикреплен ными спицами, общий вид; на фиг. 2 — разрезы по
А — А, Б — Б и  — В на фиг. 1; на фиг. 3— диск, вьеполненный из д вух одинаковых частей; на фиг 4 — разрез по à — Г на фиг. 3.
20 Каркас тормозного диска представляет собой кольцо 1 с выступами 2,:к которым крепят с помощью заклепок 8 спицы 4, имеющис н боковой поверхности треугольный профиль.
Теплопоглощающие вкладыши 5 устанавлива25 ются между спицами и упираются в них.
Вкладыши изготавливаются из графита, пропитанного со стороны поверхности трени.т на глубину 2 — 3 мм .карбидами бора циркония.
ЗО В другом варианте выполнения диска вкла.
408078
Фиг Г дыши 5 установлены между двумя половинками каркаса.
Боковые поверхности в кладышей имеют теплозащитное покрытие из окиси алюминия толщиной 0,3 мл.
Площадь контакта вкладышей со спицами достаточно велика, поэтому, напряжения, возникающие в гра фите, нг превышают предела прочности этого материала.
Теплоизоляционный слой на боковых поверхностях вкладышей позволяет предохранить силовые элементы диска от тепловых напряжений, возникающих от градиента температур:при его остывании.
Спицы, крепящие гра фитовые вкладыши (благодаря своей упругости), имеют возмож- 15 ность некоторого перемещения в плоскостл, перпендикулярной плоскости трения, блатодаря чему .вкладыши могут самоустана вливаться.
Предмет изобретения
1. Тормозной диск, содержащий каркас, выполненный в виде плоского кольца со спицами, помещенные между ними теплопоглощающие.вкладыши из графита и фрикционные элементы, отличающийся тем, что, с целью уменьшения веса и улучшения эксплуатационных свойств, фрикционные элементы со вмещены с поверхностным слоем теплопоглощающих вкладышей, насыщенным карбидами металлов, например, карбидами бора, а на боковые поверхности вкладышей нанесено теплозащитное покрытие, например из окиси алюминия.
2. Диск по п. 1, отличающийся тем, что,каркас выполнен сборным, а на боковых поверхностях его спиц и вкладышей выполнены |взаимодействующие между собой скосы. г
3. Диск по п. 2, отличающийся тем, что спицы каркаса прикреплены к кольцу, например посредством приылепывания.
4. Диск по п. 1, отличающийся тем, что каркас составлен из двух скрепленных одинаковых симметрично расположенных частей с плоскостью разъема, параллельной рабочей поверхности диска.
408078
Составитель И. Чернышова
Техред 3. Тараненко Корректор М. Лейзерман Редактор Л. Народная
Типография № 24 Союзполиграфпрома, Москва, 121019, ул. Маркса — Энгельса, 14
Заказ 116 Изд. 267 Тираж 826 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий.
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5.


