Устройство для моделирования маневров судна
404100
ИЗОБРЕТЕ Н И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”
М. Кл. G 06g 7/48
Заявлено 07.Х.1971 (№ 1702826 18-24) с присоединением заявки №
1Приоритет
Опубликовано 26.Х.1973. Бюллетень № 43
Государственный намитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий
УДК 681.333(088,8) Дата опубликования описания 21.III.1974
Авторы изобретения
Е. А. Лашкул и Б. П. Петров
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ МАНЕВРОВ СУДНА
Изобретение относится к области судостроения и предпазпачепо для проверки и регулировки авторулевых ца судах всех классов без выхода в море.
Известно устройство, в котором применен способ воздействия па вход усилителя следящей системы бортового гидрокомпаса.
Однако о»о пригодно только для судов, оборудованных авторулевым АТР и гирокомпасом КУРС-4, це предусмотрена возможность задания величипы угла ухода судна с курса. Изменение стороны ухода с курса производится вручную, путем переключения провод11иков, при этом должен включаться и выключаться гирокомпас.
Цель изобретения — увеличение точности устройства.
В предложеш1ом устройстве это достигается путем вмоптировапия электродвигателя постоянного тока, скорость которого регулируется, и ссльсин-датчика с автономным питанием. С помощью такого устройства можно задавать авторулевому угол ухода судна с курса, причем всличш1а и скорость ухода с курса калибровапы с пеобходимой степенью точности, а также регулируется по величине и обеспечивается автома1ическос изменение стороны ухода с курса.
Принципиальная электрическая схема предложенного устройства приведена на фиг. 1, а на фиг. 2 показана его кииематическая схема.
Устройство состоит из электродвигателя постоянного тока 1, связанного посредством
5 редукторов 2 и 3 (фиг. 2) с сельсин-датчиком
4 и через редуктор 5 — с лимбом 6, в отверстиях которого расположены штыри 7, механически связанные с контактами 8 и 9, включенными в цепь реле 10.
10 Для управления скоростью маневра предусмотрен переключатель 11, одной фазой подключе1п1ый к цепи питания, а другой — к резисторам 12, 13 и 14, включенным в шуцтовую обмотку электродвигателя 1. Цепь пита1 пия постоянным током состоит из последовательно включенных диода 15 и сглаживающего конденсатора 16, к ним ?Ke последовательно подк,иочеп выключатель 17 маневра.
Для вкл1очения и выключения всего прибора
20 предусмотрен выключатель 18.
При подаче питания выключателем 18 от сети 110 в, 50 гц через полупроводциковьш диод 15 и сглаживающий конденсатор 16 по2> лучаст питание электродвигатель 1, вращающий через червячный редуктор 2 с передаточным отношением 1,=40 и конический редуктор 3 с передаточным отношением 4=1,66 сельсип-датчик 4 (фиг. 1), который выдает
30 сигнал в авторулевой.
404100
18 15
Цена одного оборота сельсин-датчика, применительно к отечественным авторулевым всех типов равна одному градусу курса.
Одновременно через дополнительный червячный редуктор 5 с передаточным отношением з =-40 элсктродвиг пель 1 вращac r лимб 6, под которыми располож IILI контакты
8 и 9, замыкающиеся от нажатия штырей 7 выбора сектора маневра, вставленных в отверстия лимба. Передаточное отношение редукторов выбирают из условия обеспечения требуемых скоростей имитации маневра
0,15 — 1,4 град/сек. Таким образо.,r лимб вращается в 25 раз медленнее сельсина-датчика, что обеспечивает высокую разрсшаюн1ую c:1oсобность установки угла маневра на лимбе в пределах 0 — 10 курса через 2 .
Скорость маневра выбираешься переключателем ll, который подключает резисторы 12, 13 и 14 в шунтовую обмотку электродвигателя 1.
Реверс электродвигателя осун1сст вляется с помощью реле 10.
1 авторулевому устройство подключается универсальным шлангом.
Предмет нзобрстения
5 . стройство для моделирования маневров судна, содержащее резисторы, конденсаторы и реле, отли.ча ои1ееся тем, что, с целью уве,1нчсния ro÷íîñòH устройства, оно содержит ссльсин-дат шк, редукторы, лимб, в orBep10 стиях которого установлены штыри, механически соединенные с контактами реле, обмотка которого соединена со сглаживающим конденсатором цепи питания устройства, и электродвигатель постоянного тока, кинематиче15 ски соединенный посредством двух редукторов с ссльсин-датчиком и посредством третьего редуктора с лимбом, причем в цепь шунтовой обмотки электродвигателя включены резисторы, соединенные через переключатель с цспшо питания устройства, одна обмотка ссльсин-датчика подключена к цени питания устройства, а другая, соединенная звездой,— к выходу устройства.
404100 ф г2. 2
Составитель Е. Тимохина
Техр ед T. M иро нова
Редактор E. Кравцова
Корректор Л. Новожилова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 610,14 Изд. ¹ 183 Тираж 647 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Я(-35, Раушская наб., д. 4/о


