Синхронная электрическая машина
О11ИСАН
ИЗОБРЕТЕН
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ
99975
Союз Советских.
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 02.Х1.1970 (№ 1488217/24-7) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 03.Х.1973. Бюллетень
Дата опубликования описания 19.II.
Кл. H 02k 19/36
Н 02р 9/14
Государственный комитет
Совета Миниотроа СССР но делам изооретенкй и открытий
К 621,313. 32(088.8) Автор изобретения
П. И. Останков
Уральский политехнический институт им, С, М. Кирова
Заявитель
СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
Изобретение относится к самовозбуждающимся синхронным электрическим машинам с использованием потока третьей гармоники поля воздушного зазора, в частности к синхронным машинам, имеющим мягкую или крутопадающую внешнюю характеристику (синхронные сварочные генераторы повышенной частоты, вентильные сварочные генераторы и т. д.).
Известны синхронные машины с возбуждением от третьей гармоники поля воздупшого зазора, в цепи возбуждения которых использутся трансформаторы и дроссели. Однако расчетная мощность таких машин достаточна велика. Кроме того, схема возбуждения не применима для машин, имеющих незначительную величину потока третьей гармоники на холостом ходу и большую величину потока третьей гармоники при нагрузке.
Цель изобретения — уменьшение расчетной мощности системы возбуждения и улучшение использования синхронной машины путем обеспечения компаундирования по третьей гармонике поля.
Это достигается тем, что обмотка дросселя подключена к якорной обмотке через конденсаторы, а однофазный выпрямитель включен в диагональ моста, образованного обмотками якоря и дросселя.
На чертеже приведена упрощенная схема синхронного генератора.
К точкам а, б обмотки 1 якоря, которая может быть однофазной и многофазной, присоединена обмотка однофазного дросселя 2. Промежуточная точка в обмотки статора и промежуточная точка г обмотки дросселя явля10 ются точками питания цепи возбуждения, содержащей однофазный выпрямитель 3 н обмотку возбуждения 4.
Особенность работы предлагаемой синхронной машины заключается в том, что напряж»15 ние между точками в и г имеет составл lloщую тройной частоты, обусловленную потоком третьей гармоники поля воздушного зазора, в несколько раз большую, чем напряжение по час и обмотки (1,5 или 2,5), за счет
20 уменьшения составляющей основной частоты, обусловленной схемой присоединения дросс»ля 2, что в сочетании с однофазным выпрямителем 3 обмотки возбуждения 4 обесгечнвает компаундпрование по третьей гармонике поля. Например, для машины, имеющей незначительную величину потока третьей гармоники па холостом ходу и большчо величину указанного потока при нагрузке, начальное,399975
Предмет изобретения
Составитель А. Головненко
Редактор Т. Загребельная Техред А. Камышникова Корректор Л. Чуркина
Заказ 305/15 Изд. Ке 78 Тираж 755 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 самовозбуждение и возбуждение машины на холостом ходу происходит при напряжении на выпрямителе 3, содержащем практически только основную частоту, а при нагрузке необходимый ток в обмотке возбуждения поддерживается за счет увеличения составляющей тройной частоты в напряжении на выпрямителе 3, вызываемой ростом потока третьей гармоники поля якоря.
Для компенсации индуктивного сопротивления цепи возбуждения току тройной частоты в цепь возбуждения могут включаться конденсаторы 5.
Синхронная электрическая машина с обмоткой якоря и системой возбуждения, содержащей однофазный дроссель, подключенный к обмотке якоря, и однофазный выпрямитель для питания обмотки возбуждения, отличаюи аяся тем, что, с целью улучшения использования машины, упрощения и уменьшения
10 веса и габаритов схемы возбуждения, обмотка дросселя подключена к якорной обмотке через конденсаторы, а выпрямитель включен в диагональ моста, образованного якорной обмоткой и обмоткой дросселя.

