Устройство для форсировки напряжения на линиях
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
И АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских :оцийлистических
Респубпик
Зависимое от авт. свидетельства №
Ч. Кл. Н 02j 3/18
Заявлено 18.Ч1.1971 (№ 1669596/24-7) с присоединением заявки №
Гасударственный комитет
Санита Министров СССР па делам иаееретений и открытий
Приоритет
Опубликовано 63.Х,1973. Бюллетень № 39
УДК 621 16.761.2(088.8) Дата опубликовае|ия описания 12.11.19/-
Авторы изобретения
В. А. Веников, Ю. Н. Астахов, Г. А. Славин, И. Н. Василенко, Л. В. Ярных и Ю. И. Лысков
Московский ордена Ленина энергетический институт и Всесоюзный
Государственный проектно-изыскательский и научноисследовательский институт «Энергосетьпроект»
3 аявители
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРСИРОВКИ НАПРЯЖЕНИЯ НА ЛИНИЯХ
ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
Извес1но устройство для компенсации индуктивного сопротивления линий электропередач, содержащее реактор-автотрансформатор, общая обмотка которого включена на фазпое напряжение, а последовательная обмотка через нормально разомкнутое коммутирующее звено (выключатель, шунтированный искровым промежутком) подключена параллельно конденсаторной батарее, включенной продольно в линию.
Однако такое устройство применимо на линиях, требующих по нормальному режиму установку продольной емкостной компенсации.
Цель изобретения — повышение пропускной способности и устойчивости электропереда ш.
Для этого параллельно цепи из последовательной обмотки реактор а — автотр ансфор м атора и нормально отключенного выключателя присоединен нормально включенный выключатель, который шунтирован цепочкой из искрового промежутка и нормально отклю.енного отделителя, а последовательно с искровым промежутком, шунтирующим нормально отключенный выключатель, установлен нормально включенный отделитель.
На чертеже изображено устройство для форсировки напряжения на линиях электропередачи.
Оно содержит реактор-автотрансформатор, общая обмотка 1 которого включена на фаз2
»ое напряжение, а последовательная обмотка
2 через нормально откл|оченньп выключатель
3 включена в рассечку линии; искровой промежуток 4, шунтирующий выключатель 3 через нормально включенный отделитель 5; нормально включенный выключатель 6, шуптпрованный цепочкой из искрового промежутка
7 и нормально отключенHого отделителя 8 и присоединенный параллельно цепи пз обмот1o i,H 2 и выключателя 3; резистор 9, установленный в цепи искрового промежутка 4 и отделителя 5.
В нормальном режиме работы элек",ропередачи в обмотке 2 ток отсутствует, а величина
15 -ока в обмотке 1 определяется ее сопротивлением и напряжением линии U,y в точке А (или, что одно и то же, напряжением U„в точке В). При этом на выключатель 3 н искровой промежуток 4 длительно воздействует гО напряжение:
1Р
UCB - с — /В: А (К вЂ” 1) — А — — (I) 2
1 1 @2 где К= коэффициент трансформашш
2 реактора — автотрансформатора;
W и 11 а — число витков соответственно обмоток 1 и 2.
Искровой промежуток 4 должен быть отстЗО роен от указанного напряжения.
399963
30
Таким образом, в нормальном режиме устройство выполняет функции шуптового реактора, мощность которого может регулироваться изменением реактивного сопротивления обмотки 1, например, с помощью подмагничивания магнитопровода реактора-автотрансформатора. В случаях, когда реактор не требуется, применяется автотрансформатор известной конструкции с малым током холостого хода.
В аварийных или послеаварийных режимах, когда необходимо повысить пропускную способность и устойчивость электропередачи, выключатель 6 отключают.
При этом вследствие разрыва передачи напряжение на искровом промежутке 4 резко возрастает, что приводит к его пробою. При появлении тока в цепи искрового промежутка подается импульс на включение выключателя
3, после замыкания контактов которого изменяется положение отделителей: отделитель 5 отключается, а отделитель 8 включается.
На управляемом реакторе-автотрансформаторе одновременно с отключением выключателя 6 подается импульс на снятие либо уменьшение тока управления.
В таком режиме работы устройства ток линии l,„проходит по обмотке 2, и выключателю 3, а участок линии, примыкающий к точке
В, включен через повышающий реактор-автотрансформатор, вследствие чего напряжение на указанном участке линии повышается (форсируется). При установке устройств по концам линии так, чтобы реакторы-автотрансформаторы были включены встречно, напряжение форсируется на всей длине линии, что приводит к увеличению ее натуральной мощности. Кратность форсировки напряжения зависит от коэффициента трансформации реактор — автотрансформатора и места установки его на липин электропередачи. Допустимая кратность форсировки напряжения и ее длительность определена теми запасами изоляции, которые имеет воздушная линия электропередачи.
В результате форсировки напряжения повышается пропускная способность и устойчивость электропередачи. Для дополнительного повышения динамической устойчивости в цепи искрового промежутка 4, установлен резистор
9, который в послеаварийном режиме шуптируется выключателем 3.
Регулирование мощности управляемого реактора-автотрансформатора позволяет улучшить качество переходного процесса.
Возврат к нормальному режиму электропередачи осуществляется отключением выключателя 3, в резулыате чего пробиваезся искровой промежуток 7. При появлении тока в цени последнего подается импульс на включение выключателя 6, после чего изменяется положснис отдслитслей: отделитель 8 отключается, а отделитель 5 включается.
Отделители 5 и 8 предназначены для предотвращения одновременного пробоя искровых промежутков 4 и 7.
Прочность изоляции между разомкнутыми контактами выключателей 3 и 6 определяется напряжением на последовательной обмотке
2 реактора-автотрансформатора, т. е. должна быть меньше прочности фазной изоляции.
Поэтому эти выключатели могут иметь класс изоляции ниже класса изоляции линии с дополпителыюй изоляцией относительно земли, например, в виде опорных или подвесных изоляторов.
Применение в описываемом устройстве выключателей в сочетании с искровыми промежутками с отделителями позволяет осуществлять как форсировку напряжения на линиях электропередачи с помощью реактора-автотрансформатора, так и возврат к нормальному режиму при пренебрежимо малом интервале времени разрыва передачи.
Предмет изобретения
1. Устройство для форсировки напряжения на линиях электропередачи, содержащее реактор-автотрансформатор, общая обмотка которого включена на фазное напряжение линии, а последовательная обмотка через нормально откл.оченный выключатель включена в рассечку линии, и искровой промежуток, шунтирующий выключатель, отличающееся тем, что, с целью повышения пропускной способности и
yc > ойчивости электропередачи, параллельно цепи из последовательной обмотки реактораавтотрансформа opa и нормально отключенного выключателя присоединен нормально включенный выключатель, который шунтирован цепочкой из искрового промежутка и норма1bHO отключенного отдслителя, а последовательно с искровым промежутком, шунтирующим нормально отключенный выключатель, установлен нормально включенный отделитель.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что последовательно с искровым промежутком, шунтирующим выключатель в цспи последовательной обмотки реактора-автотрансформатора, установлен резистор.
399963
Составитель Щеголькова
Редактор А. Бер
Текред А. Камышникова
Корректор В. )Колудева
Типография, и р. Сапунова, 2
Заказ 218 4 Изд. № 81 Тираж 755 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


